Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Судебный эксперт Геннадий Ярмолик в своей профессии около 30 лет 10 ноября 2021

Будни старшего эксперта экспертно-криминалистического сектора по Копыльскому району Несвижского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Геннадия Ярмолика вряд ли назовешь однообразными.

Одним из первых он приезжает на место происшествия, где скрупулезно собирает мельчайшие, невидимые для остальных объекты, по которым потом находят преступника.

Геннадий — копылянин. В школе увлекался математикой и физикой. Но больше всего нравилась химия: знания по этому предмету успешно отстаивал в олимпиадах за родную среднюю школу № 2. Сейчас он признается: любовь к этому предмету привила классный руководитель Софья Владимировна Захарик. Когда окончил школу, уже точно знал, что будет поступать только на химический факультет БГУ.

Первое место работы — Комсомольская средняя школа, где был заместителем директора по воспитательной работе и преподавал химию. Тогда Геннадий не сомневался, что сельская школа – это отличная стартовая площадка для карьеры учителя: работа интересная, коллектив дружный. Правда, в душе понимал, что здесь не останется. И вот тот счастливый случай: в копыльской милиции ввели должность судебного эксперта, которую и предложили молодому учителю. Решил: «Почему бы не попробовать?».

Вот так, способствуя торжеству справедливости, самый старший сотрудник Несвижского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз работает судебным экспертом около тридцати лет. Имеет три вида допусков к проведению криминалистических экспертиз: дактилоскопических (идентификация человека по отпечаткам пальцев. — Прим. Ред.), трасологических (изучение следов и того, как они возникли) и холодного оружия.

Сегодня Геннадий Ярмолик уверен: любой материальный объект оставляет след. В криминалистическом чемодане судебного эксперта, который весит порядка двадцати килограммов, десятки предметов. Папки, конверты для упаковки вещдоков, перчатки, фонари, кисти, разные виды дактилоскопических порошков и пленок, компас, лупы, скотч, пинцеты, скальпели, линейки, фотоаппарат… Это далеко не полный перечень предметов, с помощью которых можно описать помещение, установить точное расстояние между объектами, конкретное место обнаружения следов и предметов, чтобы восстановить истинную картину происшествия и найти преступника.

— Если говорить кратко, то моя задача — выехать на место происшествия в составе следственно-оперативной группы, изучить следовую картину, — объясняет Геннадий Константинович. — Предварительно ее проанализировать, зафиксировать на фото, а затем уже в кабинете провести итоговую судебную экспертизу вещественных доказательств. И в каждом случае нужны особые знания и навыки. Особый интерес у меня вызывает дактилоскопия. Наши пальцы имеют уникальный папиллярный узор. Конечно, ее изучение требует большой усидчивости, но и результат проведения имеет огромное значение при расследовании уголовных дел.

Дальнейшая судьба идентифицированного следа — база автоматизированной дактилоскопической системы: здесь ведется автоматизированный учет дактилоскопических карт лиц, полученных в результате проведения обязательной и добровольной государственной дактилоскопической регистрации, а также республиканский учет следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений.

Кроме этого, специалист изымает с места происшествия следы обуви и транспортных средств, которые при необходимости фиксируются путем изготовления из них гипсовых слепков и приобщаются к протоколу следственного действия. Например, по следам обуви можно определить размер обуви и примерный рост преступника, а по следу транспортного средства — тип автомобиля, в отдельных случаях — направления его движения.

О своей работе Геннадий Константинович рассказывает очень вдохновенно, с искрой в глазах. Так говорят только о любимом занятии, которое нравится и которым хочется заниматься. У него в памяти всплывают разные случаи. Вот один из них. Дело было в начале карьеры, в середине 90-х годов. Выехали на кражу из магазина в д. Бобовня. Как оказалось, злоумышленники пошли на «дело» в перчатках. Решив отметить удачное проникновение, они распили бутылку шампанского. К большому сожалению преступника, одна из перчаток у вора порвалась и тот оставил след руки. Это было доказано. Оказывается, на нечестных делах преступники попадались не раз: были причастны и к серии краж из складов с химикатами. Вспоминаются и другие курьезные эпизоды. Например, вора-неудачника обнаруживают спящим на месте преступления или еще лучше — преступник оставляет куртку, в кармане которой находится паспорт, тогда установить личность преступника не составляет труда.

— Если же говорить о работе, то да, она мне нравится, — отмечает в заключение Геннадий Ярмолик. — Я ни разу не усомнился в правильности своего выбора и о нем не жалею. Конечно, кроме профессиональных навыков и знаний, судебный эксперт должен обладать такими качествами характера, как внимательность и терпение. Ведь нужно увидеть то, что не видят другие. А для этого также нужны усидчивость, стремление качественно выполнить свою работу и получить единственно верный результат. На тебе огромная ответственность: твой вывод может изменить судьбу человека.


Источник информации: «Славы працы»