Один из самых «молодых» комитетов в республике на сегодняшний день – Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь. Осуществлять свою деятельность орган начал 1 июля 2013 года. Подробнее о деятельности комитета и о том, с какими вопросами обращаются граждане к специалистам, рассказал во время выездного приема начальник управления Государственного комитета судебных экспертиз по Минской области полковник юстиции Николай Иванович ПЛОТНИЦКИЙ.
– В чем заключается работа вашего комитета?
Производство экспертиз по уголовным, гражданским и хозяйственным делам в тех случаях, когда для разрешения определенных вопросов необходимы специальные познания. Экспертизы проводят по определениям (постановлениям) соответствующих органов, а также по заявлениям граждан.
– Проводит ли комитет установление отцовства?

– Да. Есть управление судебно-биологических экспертиз, в рамках которого функционирует подразделение, выполняющее генотипоскопические экспертизы и исследования, в том числе и установление отцовства. Эта процедура платная, и не обязательно, чтобы у обратившегося человека было решение суда. Граждане, которые желают подтвердить либо опровергнуть такой факт, обращаются, заключают договор, сдают образцы для исследований и получают результат. В принципе это достаточно доступная услуга. Не сказать, что это характерно для нашего населения, но, тем не менее, многие обращаются по такому вопросу. Ошибки в результате практически быть не может – ее вероятность специалисты дают 1 из 100 млрд. У нас на Земле столько населения не проживает.
– Какие услуги востребованы населением?
– Самые разные. Допустим, для коммунальных служб это криминалистическая (трасологическая) экспертиза пломб счетчиков. Есть, к сожалению, недобросовестные потребители электроэнергии, которые пытаются хитрить с пломбами, а мы выполняем экспертизы на предмет целостности и достоверности пломбирования.
Проводим исследования идентификационных номеров автотранспортных средств. При постановке машины на учет у сотрудников ГАИ могут возникнуть сомнения в подлинности номера, или же имеются основания проверить факт нахождения в угоне и розыске.
Также проводим исследования документов. Востребовано криминалистическое исследование подписи в документах. Чаще всего это вопросы подлинности завещаний. Сюда же можно отнести и психиатрические экспертизы на предмет способности лица сознавать значение своих действий в момент совершения сделки (например, завещатель или даритель). Ведь бывают ситуации, когда родственники сомневаются в адекватности пожилого человека, который составил завещание или дарственную, начинают оспаривать документ. Психиатрическая экспертиза стала, востребована и накануне подготовки таких документов или сделки. Например, заинтересованные родственники приводят нам своего близкого человека, мы подтверждаем, что он в ясном уме и здравой памяти, понимает, что будет делать. В этот же день оформляется необходимый документ (договор дарения, завещание) и уже в последующем, если возникает вопрос в суде, достаточно предъявить заключение наших специалистов. Достаточно много сложных ситуаций возникает после смерти самого дарителя или завещателя, когда невозможно установить, был он адекватен в момент совершения сделки или юридически значимых действий. Потом начинаются судебные тяжбы, добросовестный покупатель оказывается в безвыходной ситуации – он не может владеть и пользоваться приобретенным объектом недвижимости, и не может вернуть свои деньги. Поэтому сегодня минские риэлторы активно пользуются услугой психиатрической экспертизы, чтобы гарантировать определенную правовую защиту от каких-либо претензий в судебном порядке.
– Как давно вы практикуете выезды в районы, и с чем люди обращаются во время проведения приемов?
– Регулярно выезжаем на места с самого основания комитета. Вопросы люди задают разные. На первоначальном этапе зачастую приходили с проблемами, касающимися больше жилищно-коммунальной сферы, жизнедеятельности населенных пунктов, работы властей, районных и городских служб. На сегодняшний день можно констатировать, что есть понимание специфики деятельности нашего комитета. И те, кто приходят, как правило, задают вопросы, связанные с необходимостью участия в их разрешении специалистов и экспертов, либо уже есть какие-то материалы в подразделениях милиции, Следственного комитета, суде, либо человек пытается отстаивать свои права пока еще в досудебном порядке с государственными и негосударственными учреждениями. Например, считает, что было у него что-то более серьезное в травме, чем оценили ее когда-то, приносит заявление, и мы поднимем материалы. Если с учетом аргументов заявителя будет видна необходимость в проведении дополнительной экспертизы, значит, тогда даем ответ, что надо инициировать ее проведение. Вопрос только в том, что, исходя из требований закона, мы не можем являться инициаторами назначений экспертиз исследований, т.е. сами себе мы их не назначаем. Это делается либо по обращению гражданина в рамках гражданско-правовых отношений (заключается договор на проведение исследований или экспертизы и т.д.), либо по решению, постановлению, определению суда, следователя органа дознания.
На сегодняшний день нет ни одного уголовного дела, в котором бы не было заключения эксперта. И практически нет таких гражданских дел, где бы тоже не требовалось заключение специалиста нашего комитета в рамках какого-либо исследования или экспертизы.
– Что изменилось в деятельности комитета со дня основания?
– Наблюдаются позитивные результаты, прежде всего в организации работы экспертных подразделений. На сегодняшний день мы колоссально сократили сроки проведения экспертиз и исследования. Из 44,5 тысяч экспертиз, выполненных всеми подразделениями Минской области за прошлый год, с превышением установленного нормативного срока (свыше тридцати дней) выполнены единицы.
Мы максимально укомплектовались экспертными кадрами. Очень плодотворно и результативно работаем над повышением качества проводимых экспертиз и исследований, выполняем и новые, которые раньше не проводили. Например, на момент создания управления по Минской области, не проводились экспертизы радиоэлектронных устройств, фоноскопические, строительно-технические, финансово-экономические, товароведческие экспертизы.
– Что в ближайших планах?
– Планируем закупить прибор для исследования синтетических наркотиков. На сегодняшний день в управлении имеется только один такой, он размещен непосредственно в Минске на базе управления. Новый будем размещать либо в Слуцке, либо в Солигорске. Это с учетом расстояния, потому что им добираться до Минска сложнее, а потребность, к сожалению, в пресечении незаконного оборота наркотиков актуальна. В течение максимум 3 часов мы даем ответ заинтересованным органам, присутствуют ли наркотические вещества в изъятом содержимом у задержанного лица.
– Как можно попасть к вам на службу?
– Мы приветствуем желание молодых и образованных людей прийти к нам на службу. Но специфика нашей деятельности интеллектуальная, нужно не просто разбираться в своем деле, а действительно знать – быть высококвалифицированным специалистом. Криминалистами работать у нас приходят, как правило, выпускники Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Там есть следственно-экспертный факультет, который готовит именно криминалистов. Техники – это в принципе выпускники любых вузов страны, но по специализации. В БГУИР набираем выпускников на должность экспертов компьютерно-технических исследований и исследований радиоэлектронных устройств. Все, безусловно, проходят еще и переподготовку. В системе Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь есть ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь», где ту базу знаний, что молодые люди получили в вузах, преподаватели института адаптируют под наши цели, максимально повышая знания под конкретное направление. Отмечу, что в последнее время многие обращаются с желанием работать у нас, но требования ко всем очень высокие. И зачастую именно это и останавливает молодых людей. Не нужно обязательно иметь красный диплом, чтобы попасть к нам на службу. Нужно хорошо знать свое дело.Источник информации: районная газета «Навiны Старадарожчыны»