Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Мертвые иногда могут рассказать о преступлении больше, чем живые. Если их «послушает» судмедэксперт 3 декабря 2016

Такую на первый взгляд парадоксальную мысль за день, проведенный со специалистами управления Государственного комитета судебных экспертиз по Минской области, довелось услышать не раз. Интерес к судебной медицине велик, что подтверждает популярность сериала «Кости». Но все же на телеэкране многое далеко от реальности. Могут ли «ожить» трупы, приходят ли умершие к врачам во сне, как раскрывали нашумевшие преступления?

Тройной удар топором

В агрогородке Лесной Минского района на базе областной клиники расположено региональное управление судебно-медицинских экспертиз. Однако это, скорее, штаб, чем основное поле действий. Судмедэксперты по графику выезжают на места происшествий, проводят вскрытия в морге и работают с документами, параллельно осматривая тех, кто получил телесные повреждения. Сразу определяют степень тяжести, механизм и время, когда все произошло. К примеру, в день нашего «дежурства» на освидетельствование мать привезла 14-летнюю девочку. Та обвиняла отчима в домогательствах. Медики осмотрели подростка, чтобы подтвердить или опровергнуть обвинение, но результат журналистам не раскрыли.

Следующий потерпевший – пожилой сельчанин из Пуховичского района. Оказалось, травму он получил еще 17 сентября, но дочь привезла его на освидетельствование только спустя два месяца. Вид у пациента немного потерянный: немудрено, ведь он пережил несколько инсультов. Что же произошло? В день, когда принесли пенсию, он получил несколько ударов по голове – позарились на деньги. Кто именно это сделал, сейчас выясняется. О жутком происшествии его дочь узнала спустя время, повезла отца в Лесной. Эксперт измеряет масштабной линейкой рубцы на голове – они почти не отличаются друг от друга, очевидно, что получены в одно время. Значит, травма не случайность — заключение экспертизы позволит привлечь нападавшего к ответственности.

— Судмедэксперта вызывают на место, где обнаружен труп при насильственной смерти или при подозрении на нее, – раскрывает детали начальник управления судебно-медицинских экспертиз Василий Бурак. – Мы должны тщательно зафиксировать положение трупа, его одежду, отношение к окружающим предметам, трупные явления, телесные повреждения, если есть. И ответить на некоторые вопросы следователей, которые позволят им раскрыть преступление.

Почему плачет судмедэксперт

Каждый судмедэксперт проводит около десяти—пятнадцати вскрытий в месяц, в прежние годы бывало и по сорок! Есть черный анекдот о том, что патологоанатомы настолько привыкли к виду смерти, что могут даже перекусить в морге рядом с трупом. Сотрудники управления его развенчали, однако специфика их профессии все же заметна: почти в каждом помещении – черепа и анатомические пособия. Собери все внутренние органы – тогда живот у пластмассового человечка, стоящего на столе у государственного медицинского судебного эксперта Татьяны Лябчук, закроется. Она ловко и с очаровательной улыбкой справляется с задачей.

Татьяна Владимировна в прошлом офтальмолог. Именно она проводила экспертизу телесных повреждений младенца, которого мать выбросила в мусоропровод с седьмого этажа в Мачулищах: «Для таких крох даже потерять 50 граммов крови смертельно опасно, а раны были глубокими. Счастье, что удалось выходить малышку. Был случай, когда выехали на сообщение о младенце, найденном в деревенской выгребной яме. И этот кроха сумел дождаться спасения!»

Собеседница несколько раз за свою практику не смогла удержаться от слез, хотя судмедэксперт не должен показывать чувств. Но такое случалось, когда погибали совсем маленькие дети. А вот во сне ее мертвые побеспокоили всего однажды. В ночь под Рождество в первый год работы приснилась молодая девушка, покончившая с собой. Судмедэксперт спросила, было ли ей больно, когда ее вскрывали, и та помотала головой. Татьяна Владимировна запомнила диалог: «Как тебе там?» – «У меня все хорошо…»

Однако Татьяна Лябчук далека от мистицизма и в профессии особенно ценит поиск причин загадочных случаев. К примеру, однажды в ее дежурство привезли труп пожилой сельчанки, которую избил сын. Оказалось, внутренности у нее абсолютно зеленые. Судмедэксперт заподозрила отравление каким-то растительным ядом. Однако после дополнительной экспертизы оказалось, что зелень эта — от приема внутрь красителя зеленого цвета (последствия увлечения народной медициной) и к смерти никакого отношения не имела...

Молодой специалист Алексей Ковалев в должности всего три месяца. Одно из его самых сложных дел за это время — эксгумация захороненной полгода назад деревенской жительницы. Родственница заподозрила, что другие наследники ускорили кончину усопшей, и потребовала провести экспертизу. Хотя время и изменило тело, судмедэксперты подтвердили – умерла своей смертью.

Когда оживает труп

А вот «ожившие» в морге трупы, оказывается, не совсем миф. Мне привели как минимум три объяснения такого «чуда». Бывает, воздух выходит из легких, а близким кажется – дышит! Однажды под скальпелем одного из экспертов управления, когда половина вскрытия уже была позади, кровь мертвого начала свертываться… Оказалось, индивидуальная особенность человека. Еще один прецедент – в прохладную погоду бездомный практически замерз на улице, сердце не билось. Однако в морге «отошел», и студент-санитар заметил слабый пульс на теле, которое собирались хоронить.

Это только в сериалах криминалист и судмедэксперт – одно лицо, а результаты исследований готовы чуть ли не на следующий день после преступления. На деле только основных видов судебно-медицинских экспертиз – семь, разновидностей – сотни, длятся они довольно долго.

Чаще всего в деревнях на Минщине убивают без предварительного умысла – к трагедии приводят совместные алкогольные посиделки. Однако бывают исключения: недавно в Узденском районе собутыльники заподозрили одного из компании в нетрадиционной сексуальной ориентации и избили его до смерти. Эксперты насчитали более 200 ударов.

Дело раскрыто при минимуме улик

Некоторые преступники пытаются инсценировать самоубийство жертвы. К примеру, был случай, в Солигорске выпала из окна девушка. Удалось доказать, что ее возлюбленный сначала задушил жертву. Ему было невдомек, что при падении с высоты снаружи тело обычно остается целым, а у погибшей остались кровоподтеки на шее. А несколько лет назад прогремело дело белорусской троицы, укравшей полтора миллиона долларов в московском банке. Позже двоих фигурантов задержали. Свою подельницу они утопили на водохранилище в Любанском районе, привязав к ее ногам увесистые блины от штанги. Однако тело через неделю всплыло…

На селе в ход идут не только ножи, но и топоры, иногда и бревна. А один рецидивист, убивший пятерых на Минщине и Гродненщине, применил гантели. Вышло так: однажды вечером этот россиянин (ранее судимый), кочевавший по приятелям, оказался в одной из деревень Минского района. В окно приметил выпивающую компанию – за столом сидела мать с сыном, еще один ее отпрыск валялся рядом абсолютно пьяный. Злоумышленник решил присоединиться, те не отказались. Но гостю было мало водки – решил разжиться деньгами. Убил мать с сыном, не тронув третьего члена семьи, и, схватив добычу, покинул место преступления. Когда оставшийся в живых протрезвел, вспомнить, что происходило, не смог, и взял вину на себя. А настоящий преступник отправился на Гродненщину. Там сошелся с сожительницей, а позже пристукнул ее гантелей. Спустя какое-то время в ее квартиру заглянул бывший ухажер. Сели выпить для выяснения отношений, и живым гость из-за стола уже не встал. Причем труп убийца разрубил на куски и погрузил в тачку – позже его ноги так и не были найдены. Во всех пяти убийствах признался, дело закончилось высшей мерой наказания. Но каково невинному, которого он подставил?

Чтобы исключить подобные ошибки, в последнее время намного чаще стали использовать ситуационную экспертизу, пояснил Василий Бурак. Подозреваемый на следственном эксперименте должен показать, как выглядело орудие преступления и куда именно, к примеру, направлен удар ножом. Если человек себя оговорил, такой тест он не проходит – путает руки, направление удара.

Современные технологии позволяют раскрыть дело при минимуме улик. На днях криминалист Молодечненского межрайотдела Госкомитета судебных экспертиз Анастасия Гетманская вычислила вора, обнаружив всего один отпечаток пальца. Дактилоскопическим порошком эксперт обработала части авто, вскрытого преступниками. По базе нашелся владелец отпечатка – одиннадцатилетний мальчик из неблагополучной семьи, у них дома лежало похищенное.

В заключение прошу назвать самые нелепые, на взгляд эксперта, причины смерти. Был случай, когда домушник наказал себя сам – застрял в окне с решеткой и задохнулся. Один любитель подледного клева «вдохнул» рыбку, которую взял в рот по рыбацкой традиции. Каждый летний сезон несколько сельчан погибают под колесами комбайна или трактора, когда ложатся отдохнуть в поле. В холода в регионе замерзают 3—4 человека в неделю – банально не доходят до дома. Довольно часто из-за плохих зубов давятся плохо прожеванным мясом или салом.

После дня с судмедэкспертами главное, что понимаешь, – смерть ходит рядом. Тем ценнее жизнь – глупо с ней расставаться слишком рано.

http://belniva.sb.by/obshchestvo-4/article/vskrytie-pokazhet-01122016.html