– Считается, что один из самых сложных видов судебных медицинских экспертиз – это экспертиза погибших в ДТП. Почему?
– Здесь перед экспертом стоит много вопросов. В первую очередь предстоит установить, в результате чего наступила смерть — в результате ДТП или какой-то другой травмы. Если смерть наступила в результате травмирования транспортным средством, необходимо выяснить, как располагался пешеход на дороге (вертикально, горизонтально), как он дорогу переходил, в результате чего и как были получены телесные повреждения, которые привели к смерти — в результате наезда первого автомобиля или, скажем, второго.
Тела меняются до неузнаваемости
— Как поведет себя тело во время аварии, предугадать сложно. Но, как правило, травмы при ДТП очень тяжелые. Наверно вам довелось увидеть самые страшные картины?
— Травмы зависят от разных факторов. Например, при наезде машины на человека важную роль играет скорость автомобиля, область тела, в которую пришелся первичный удар, от которого его впоследствии может высоко подбросить, тип автомобиля (легковой, грузовой), наличие или отсутствие следов волочения тела, которое может зацепиться за выступающие части транспортного средства. Если посмотреть видеозаписи аварий, часто кажется, что тело выглядит как пушинка. И даже при небольшой скорости машины от удара подлетает очень высоко.
— Давайте перейдем непосредственно к исследованию. С чего оно начинается?
— В первую очередь мы исследуем одежду. Она может многое нам рассказать. Мы смотрим, какие повреждения есть на всех слоях одежды, сопоставляются ли они между собой, соответствуют ли тем повреждениям, которые есть на теле. Иногда на одежде остаются следы протекторов шин, и это уже верный признак того, что был переезд колесами автомобиля через тело, наличие лакокрасочного покрытия машины.
Мы также внимательно изучаем обувь. Специфические повреждения на подошвах могут говорить о том, что человек перед столкновением с автомобилем располагался вертикально, и в каком направлении скользила его нога. И это имеет большое значение при анализе всех полученных данных. Дальше мы приступаем к экспертизе повреждений, которые находятся на теле.
— Здесь есть какие-то нюансы?
— Тело — это объективное доказательство чьей-то вины или невиновности, поэтому очень важно не упустить ни одной детали. Можно сказать, что экспертизы трупов, погибших в результате ДТП, — это целые научно-практические исследования. Мы анализируем и телесные повреждения, и повреждения одежды, и заключения дополнительных экспертиз (судебно-химическая, судебно-гистологическая, криминалистическая, автотехническая). От нашего заключения зависит дальнейшая правовая оценка события. И это важно как для родственников, которые хотят знать, что на самом деле произошло, так и для водителя, который несет за это ответственность.
Вообще, конечно, работая с телом, важно знать, что искать, на что обращать внимание. Поэтому судебный эксперт так долго учится, чтобы понять все механизмы: при каких механических воздействиях происходят те или иные повреждения.
Тайны, которые хранят кости
— Как исследуются кости? Насколько я понимаю, они тоже могут многое «рассказать»?
— Мы изучаем абсолютно все кости тела. Иногда они настолько раскрошены после ДТП, что понять характер перелома очень сложно. Поэтому кости извлекаются из тела и подвергаются специальной обработке для дальнейшего изучения. Осколки склеиваются и под микроскопом более детально рассматриваются линии перелома, их соотношение между собой. Таким образом, мы можем судить о многом: положении тела, в какие области произошли первичные и последующие соударения, чтобы определить весь механизм, все этапы дорожно-транспортного травмирования. Причем мы оцениваем не только результаты исследований, но и изучаем материалы уголовного дела, анализируем информацию, чтобы дать свое заключение.
— Наверняка в вашей практике были действительно запутанные случаи, которые требовали особенно много сил и внимания. Расскажите о них.
— В прошлом году произошло серьезное дорожно-транспортное происшествие с участием мотоцикла и маршрутки. В результате ДТП погибли оба человека, которые ехали на мотоцикле, а также водитель и пассажир из салона маршрутки. Тогда машина и мотоцикл загорелись от соударения. Надо было установить, в результате чего наступила смерть — ожогов, удушения угарным газом в салоне маршрутки, либо же от телесных повреждений, которые были получены в результате столкновения. Также очень важно было по телесным повреждениям установить, кто сидел за рулем мотоцикла. Потому что, судя по траектории движения, именно мотоциклист был виновен в происшествии.
Ребенок погиб в утробе матери
— Считается, что если с человека слетел хотя бы один ботинок во время аварии, то скорее всего, он уже не жилец. Это правда?
— Нет, это миф. Плохо зафиксированная обувь на стопе — и небольшого усилия достаточно, чтобы ее снять. Поэтому это, конечно, не показатель.
— Наша главная задача — докопаться до истины. Смерть при ДТП — это такая фатальность, которой, кажется, можно было бы избежать. Но погибшие — это не всегда виновные. Машина вылетела на полосу встречного движения, доля секунды и все — решена жизнь человека. И это всегда печально. Одно мгновение может стоить кому-то жизни, а кому-то ломает эту жизнь. Потому что виновный все равно понесет ответственность.
Был случай, когда в салоне автомобиля погибла беременная женщина. Она находилась на большом сроке, носила ребенка уже практически 9 месяцев. Но машина, в которой она ехала, попала в ДТП. Женщина получила травмы шейного отдела позвоночника, и здоровый ребенок погиб в результате смерти матери. То есть, он просто перестал получать кислород. Мы проводили экспертизу матери и экспертизу плода. И когда увидели здорового ребенка, который должен был скоро родиться, это было тяжело.
И каждый раз, когда у меня на секционном столе лежат трупы погибших в результате ДТП, хочется снова и снова повторять всем участникам дорожного движения, как важно беречь свою жизнь.
Источник информации: «Минская правда»