Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Списать не получится! 27 декабря 2018

Все профессии нужны, все важны… Но как выбрать ту, что будет по душе? «ПВ» продолжает знакомить тебя с интересными специальностями. Сегодня у нас в гостях представители управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по г. Минску.

Спектр деятельности столичного управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь широкий: от проведения простых судебных экспертиз до наиболее сложных и комплексных экспертиз.

— Ведомство открыло свои двери в июле 2013 года, — рассказывает заместитель начальника управления криминалистических экспертиз и учётов — начальник отдела криминалистических экспертиз управления ГКСЭ по г. Минску Василий Владимирович Никифоров. — На службу принимаются на добровольной основе юноши и девушки, способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья, уровню основного образования выполнять задачи, возложенные на Государственный комитет. Работа у нас трудная, но интересная!

Несмотря на то что специалисты столичного управления проводят широкий спектр экспертиз криминалистического направления для государственных органов, граждан, юридических лиц и их представителей, сегодня мы рассмотрим одно из направлений — судебное почерковедение.

Манера письма, как и отпечатки пальцев, у каждого человека уникальна и может о многом поведать знающему своё дело специалисту. Неслучайно именно почерковедческие экспертизы принято считать важнейшим источником доказательств, когда необходимо разобраться в наследственных спорах, делах, связанных с рассмотрением жилищных вопросов, фальсификацией медкарт и других документов, особенно финансового характера.

— Часто почерковедческую экспертизу путают с графологическим, не вполне обоснованным с научной точки зрения, исследованием — психологическим анализом деловых и личностных качеств человека, — отмечает старший эксперт отдела криминалистических экспертиз управления криминалистических экспертиз и учётов управления ГКСЭ по г. Минску Татьяна Николаевна Фёдорова. — Наша же задача — установить личность того, кто написал определённый рукописный текст или оставил подпись. Существуют как малоинформативные буквы, например «и», «н», «к», — их мы, как правило, пишем примерно одинаково, так и более сложные «з», «у», «р», «д», в которых встречаются более значимые признаки. В ряде случаев экспертиза может определить необычное состояние человека в момент выполнения тех или иных рукописей.

Так, Татьяна Николаевна, изучив тетрадь школьника, может с большой долей вероятности определить: какое задание ученик выполнил сам, а какое в спешке списал у друга на переменке. Как? Существуют внешние факторы, изменяющие почерк: неудобная поза или плохое освещение, и внутренние — например, в состоянии волнения.

— А можно ли по почерку определить пол его обладателя? — интересуемся у эксперта.

— Категорично разделить признаки почерка на мужские и женские нельзя. Они индивидуальны. Но в большинстве случаев угловатые буквы присущи мужским почеркам, округлые — наоборот, женским. Для того чтобы это определить, требуется значительный объём записей. Однако однозначно утверждать нельзя. Поэтому в заключении мы пишем «вероятно, мужчина» или «вероятно, женщина», — объясняет Татьяна Николаевна.

— Как долго проводится экспертиза?

— Это сложная процедура, ведь размеры подписей слишком малы для того, чтобы судить о манере начертания штрихов и букв, характерной для того или иного человека. С другой стороны, для подписей характерна устойчивость письменно-двигательных навыков. Подписи ставят под различными документами даже люди, у которых не имеется привычки к частому письму. Причём подражание выполняется весьма грубо. Изобличить такую подделку опытный эксперт может достаточно быстро, но окончательный вердикт выносит лишь после тщательного анализа каждого элемента и штриха подписи. Как правило, на это уходит до 30 дней.

Где этому учат?

Сотрудников для Государственного комитета судебных экспертиз готовят в Академии МВД Республики Беларусь. Кстати, уже начался процесс подбора кандидатов для поступления. Государственные медицинские судебные эксперты, имеющие высшее медицинское образование, направляются на переподготовку в очной форме получения образования в ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» для освоения содержания образовательной программы по данной специальности. По некоторым специальностям («эксперт-автотехник», «компьютеротехник», «строитель», «пожаротехник») готовят и гражданские вузы. В отличие от государственных медицинских судебных экспертов, экспертов по специальным и криминалистическим видам экспертиз, имеющих высшее образование, направляют на переподготовку в заочной форме получения образования в вышеуказанный институт. Кандидаты принимаются на работу после тщательного отбора.

Сыздавна

Ещё во времена византийского императора Юстиниана (V–VI века) в законодательстве находило отражение исследование почерка в судебных целях. Распространённым явлением было установление подлинности различного рода документов в Древнем Риме. В России уже в XV веке сравнение рукописей использовалось при установлении подлинности документов, осмотр и сличение почерков проводились при разбирательстве наследственных дел и спорных сделок купли-продажи. Экспертизы в основном проводили дьяки и подьячие.

С профессией знакомила(-сь) Ксения Счасная, «ПВ».


Источник информации: http://www.pvz.by/?p=41740