Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Эксперт: «Техническая неисправность не всегда находится в прямой причинно-следственной связи с ДТП» 27 июня 2017

Как распознать неисправности в тормозах, рулевом управлении, подвеске автотранспорта и чем они грозят, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в управлении Госкомитета судэкспертиз Республики Беларусь по г. Минску.

— Мы устанавливаем техническую сторону ДТП: выясняем техсостояние участвовавших в аварии транспортных средств, выполняем определенные расчеты на основе физических законов, моделируем обстановку, предшествовавшую аварии. Результат экспертизы служит одним из видов доказательств, — рассказывает заместитель начальника управления специальных и технических экспертиз УГКСЭ по г. Минску подполковник юстиции Денис Антонов.

Экспертизы по техническому состоянию транспортных средств назначаются практически по всем авариям с пострадавшими. Реже такие исследования инициируются по административным делам, например, когда водитель ссылается на отказ той или иной системы машины перед ДТП.

— В ходе экспертного осмотра автомобиля устанавливаем, имеются ли неисправности агрегатов. При наличии выясняем, возникли они до происшествия или в результате него. Кроме того, определяем, как данные неисправности влияли на управление автомобилем и как водитель мог их обнаружить, — говорит собеседник.

Для установления обстоятельств происшествия на его месте первым делом изучают следовую информацию, касающуюся перемещения автомобилей по проезжей части (следы торможения, качения, бокового скольжения, наличие осыпей элементов автомобиля, лакокрасочных покрытий, грунта) и определяют их границы. Если речь о наезде на пешехода, то фиксируют его перемещение после наезда, устанавливают место последнего.

— Все это нужно, чтобы потом с помощью автотехнической экспертизы по собранной следовой информации объективно восстановить картину происшествия без оглядки на показания свидетелей и участников. Кроме того, на месте ДТП проводится внешний осмотр систем транспорта. Проверяются рулевое управление, герметичность колес, жесткость педали тормоза и наличие необходимых технических жидкостей, — добавляет подполковник юстиции.

По тормозам

Основные влияющие на безопасность движения системы — тормозная, рулевое управление и ходовая часть. Случаев, когда аварии происходили из-за неисправностей указанных систем, немного. В одном из таких у авто не тормозило заднее правое колесо. Проверка показала, что магистрали подведены к тормозному механизму, жидкость подается. Однако исследование самого тормозного цилиндра прояснило картину: внутри нашли маленькую резиновую заглушку, не предусмотренную конструкцией.

— Оказалось, цилиндр ранее потек. Чтобы его не менять, водитель вставил заглушку, — вспоминает Д. Антонов. — А бывало, что люди обрезали и завальцовывали магистраль, идущую от главного тормозного цилиндра к задним колесам. То есть тормозить могли только передние.

Чем чревато такое вмешательство? Как-то в столице грузовик перевозил бетонные плиты, не смог вовремя остановиться и смял 14 вставших впереди машин. Экспертиза показала: практически половина агрегатов тормозной системы большегруза не работала или вовсе отсутствовала.

В другом случае — на пл. Якуба Коласа — «ЗИЛ» наехал на мачту освещения. Водитель пожаловался на неисправность тормозов. Эксперты установили, что тормозной шланг был пробит острым предметом, однако тормозная система в достаточной мере продолжала выполнять свои функции.

В практике собеседника имели место единичные случаи, когда тормозные шланги рвались от старения или вследствие перетирания в процессе езды, так как не подходили к конкретной модели авто. Водитель в какой-то момент пытался замедлиться — шланг под давлением разрушался, предотвратить ДТП не удавалось.

А вот со случаями откровенно некачественных новых запчастей, установка которых приводила бы к аварии, Д. Антонов в своей работе не сталкивался. Зато его коллеге довелось разбираться в ситуации, когда владелец, выехав с СТО после замены тормозных дисков и колодок, вскоре попал в ДТП. Как оказалось, детали были качественные, а вот их установка — нет.

Совет эксперта. Важно контролировать уровень и состояние рабочей жидкости в тормозной системе, жесткость соответствующей педали. В начале движения резким торможением не лишне убедиться, что машину не бросает вправо или влево, а заодно проверить целостность и прочность тормозных трубок. Если какая-то износилась, пусть лучше она лопнет на невысокой скорости — водитель сможет остановиться с помощью двигателя, стояночного тормоза.

Ходовая часть

По словам собеседника, столичные эксперты за последние лет пять не сталкивались с ситуациями, когда критичные неисправности в подвеске транспортного средства возникали бы до происшествия, а не в результате. Видимо, сказывается то, что автопарк достаточно обновлен, а владельцы, как правило, внимательно относятся к техническому состоянию своих машин. Да и техосмотра никто не отменял.

Изношенные покрышки увеличивают тормозной путь на дорогах с низкими сцепными свойствами. На мокрой дороге даже на относительно невысоких скоростях высок риск аквапланирования, когда колесо теряет контакт с асфальтом, а машина становится неуправляемой. Опасна и резкая разгерметизация шины на скорости: это приводит к возникновению силы, изменяющей направление движения автомобиля. Недалеко до ДТП.

Есть свои нюансы и у езды с установленным запасным колесом.

— Запаска, в том числе докатка, предназначена не для постоянной езды, а нужна для того, чтобы добраться до шиномонтажа, — поясняет Д. Антонов. — Ведь запаска отличается от установленных колес как минимум степенью износа. Если ко всему и рисунок протектора иной — такое тоже встречается, — это может привести к потере курсовой устойчивости. Если на сухом асфальте вероятность этого меньше, то на скользком, мокром — больше. Поэтому двигаться с установленным запасным колесом нужно предельно осторожно, избегая резких маневров, и на невысокой скорости.

Совет эксперта. Достаточно обойти автомобиль, осмотреть состояние колес, проверить давление воздуха. Кроме того, следует контролировать остаточную высоту рисунка протектора шины и не допускать его чрезмерного износа, когда эксплуатация авто уже запрещена. Если на сухом покрытии «лысая» резина, может, и не подведет, то на мокром точно будет способствовать увеличению тормозного пути, ухудшению сцепления с дорогой.

Крутить баранку

Внезапные проблемы с рулевым управлением редки, ведь на него водитель воздействует постоянно и сразу чувствует, если что-то не так. Например, может отмечаться повышенный люфт.

— При экспертизе не всегда можно сделать категоричный вывод, привела такая неисправность к происшествию или нет. Но с ней управлять автомобилем, безусловно, труднее, а на выполнение резкого маневра затрачивается больше времени, — говорит эксперт.

Совет эксперта. О неполадке в рулевом управлении можно судить по увеличенным углу поворота рулевого колеса и времени отклика управляемых колес на действия водителя. То есть руль крутим, а колеса начинают поворачиваться не сразу.

Подытоживая сказанное, собеседник обращает внимание на то, что наряду с техническим состоянием авто важное, если не большее, значение в механизме возникновения ДТП имеют индивидуальные качества водителя и его поведение на дороге.


Источник информации: http://minsknews.by/blog/2017/06/27/ekspert-tehnicheskaya-neispravnost-ne-vsegda-nahoditsya-v-pryamoy-prichinno-sledstvennoy-svyazi-s-dtp/