Правильно ли начислена заработная плата или выплачена премия? Что кроется за недостачей? Было ли банкротство заведомо выгодно предприятию? Верно ли оформлялась документация и соответствовала ли она законодательству? Спектр вопросов и задач, которые ставятся перед судебными экспертами-экономистами, очень широк. Не зря экономическая экспертиза считается одной из самых сложных и трудоемких. Кто ее назначает и в чем ее важность? Об этом мы попросили рассказать государственного судебного эксперта управления технических экспертиз управления ГКСЭ по Могилевской области Наталью Машкову.
– Если кратко, судебная экономическая экспертиза – это анализ финансово-хозяйственных операций субъекта хозяйствования. Как правило, назначается она правоохранительными органами, в том числе Следственным комитетом, Департаментом финансовых расследований, судами, – поясняет эксперт. – Раньше большое количество экспертиз назначалось по определению банкротства, достаточности денежных средств на расчетных счетах, соблюдению законодательства и локальных нормативных актов при проведении закупок за счет бюджетных и собственных средств. Сегодня немало экспертиз по подтверждению результатов инвентаризации. Кроме того, перед экспертом-экономистом может быть поставлена задача определить финансовое состояние предприятия, обоснованность выводов проверок его финансово-хозяйственной деятельности или обоснованность выплаты дивидендов и др. Решаются также вопросы по определению правильности составления отчетности, размера недостачи.
К слову, сроки проведения экспертизы ограничены – до 30 календарных дней. Казалось бы, достаточно. Но учитывая, с какими объемами приходится работать, – не так и много. Наталья Машкова признается: одна экспертиза предусматривает изучение нескольких томов документации. Совсем недавно эксперт-экономист закончила изучение 15-ти томов документов, а рекорд в практике Натальи Машковой – целых 72 тома документов. Изучив и проанализировав все, эксперту нужно составить заключение, а оно ведь тоже подробное и объемное – бывает и более 90 страниц печатного текста.
– Встречаются очень сложные экспертизы. В одной из последних было поставлено всего пять вопросов, но они настолько емкие, что ушел целый месяц на то, чтобы подготовить заключение, ответить на все поставленные вопросы, — говорит эксперт.
При этом Наталья Машкова подчеркивает: эксперт-экономист (как и любой другой судебный эксперт) не занимает позицию ни одной из сторон. Его задача – установить истину, определить правильность отражения финансово-хозяйственных операций в учете. И сделать это объективно. Собеседница приводит пример: руководитель организации подписал договор без согласования с соответствующими службами предприятия. Эксперту было важно рассмотреть исполнение договора в части соблюдения законодательства и локальных нормативных актов предприятия, какие экономические последствия, финансовый результат наступили вследствие исполнения договора, а не давать правовую оценку действиям самого руководителя (это уже, конечно, компетенция других специалистов).
И приводит еще один пример. Следственными органами была назначена экспертиза в части обоснованности вывода акта проверки о недостаче 53 тонн рыбы у руководителя одного из рыбхозов. По результатам проведенной экспертизы выводы акта проверки не подтвердились, и суд вынес определение об отмене взыскания недостачи с руководителя. Экспертиза получилась очень сложная и специфическая, а чтобы дать ответы на поставленные вопросы, эксперту пришлось погрузиться в нюансы рыбоводства.
Не раз доводилось проводить экспертизы и по фактам, когда на предприятиях (как торговых, так и производственных), чтобы скрыть недостачу, вносили сведения о том, что товар реализован, что не соответствовало действительности, либо проводили отмену чеков, а фактически они не отменялись.
Встречались в практике эксперта вопросы обоснованности назначения премии, правильности выплаты заработной платы. Так, органами внутренних дел была назначена экспертиза по установлению обоснованности выплаты премии руководителю организации. По результатам проведенной экспертизы установлено, что в организации имелась просроченная задолженность по выплате заработной платы своим работникам, в связи с чем, согласно законодательным актам, не имелось оснований для выплаты премий руководителю организации.
– Любой документ нужно изучать очень пристально, над каждым – работать скрупулезно. Если по-простому – читать буквально и, как первоклассник, водить пальцем по строчкам, чтобы не упустить ни одной детали. Внимательность и сосредоточенность – вот что очень важно в нашей работе, – подчеркивает собеседница.
Но за что же ценит свою работу Наталья Машкова?
– Экспертом-экономистом я работаю уже 11 лет и хочу сказать следующее: экспертизы по поставленным вопросам могут быть схожи, но по своим обстоятельствам и содержанию каждая из них – уникальна и интересна по-своему. А вот с таким, чтобы один раз написала заключение, а потом просто «шапку» в заключении поменяла – я не встречалась. Да такого и быть не может. Именно за то, что работа требует постоянного саморазвития и совершенствования, я ее и люблю.
Источник информации: Mycity.by