Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Легко ли обмануть судебного психиатра: спросили у специалиста 12 августа 2022

Чем судебная психиатрия отличается от «гражданской», легко ли обмануть судебного психиатра и как уличить симулянта – ответы на эти и другие вопросы в интервью с начальником сектора судебно-психиатрических экспертиз Борисовского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Мариной Зеленковой.

– Марина Евгеньевна, чем судебная психиатрия отличается от обычной «гражданской»?

– Начнем с того, что психиатрия – это медицинская наука, которая изучает клинические проявления, диагностику, лечение и прогноз психических расстройств. Судебная психиатрияявляется прикладной отраслью медицинской науки, психиатрии и встречаемся мы с ней в рамках уголовных, гражданских и административных дел.

– В чем заключается проведение судебно-психиатрических экспертиз?

 В диагностике возможного психического расстройства обвиняемого, подозреваемого, пострадавшего или свидетеля, в определении его тяжести и при необходимости в рекомендации лечения. Наша задача – оценить и дать экспертное заключение психическому состоянию подэкспертных во время совершения тех или иных действий, при проведении экспертного обследования и обострении психического заболевания.

– В каких случаях проводится такая судебная экспертиза?

– Во-первых, когда возникает сомнение по поводу вменяемости обвиняемого, подозреваемого, подсудимого или способности к моменту производства по делу отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими. Во-вторых, при даче заключений о необходимости применения предусмотренных законом принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости. Или лицам, совершившим такие деяния в состоянии вменяемости, но заболевшим после совершения преступления душевной болезнью. Такие случаи тоже бывают. В-третьих, судебная психиатрическая экспертиза проводится также в отношении свидетелей, истцов, ответчиков. К примеру, если возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. Отмечу также, что судебно-психиатрическая экспертиза бывает амбулаторной, стационарной и посмертной.

– Марина Евгеньевна, а бывали ли в вашей практике такие случаи, что человек пытался симулировать психическое заболевание?

– Конечно бывали, причем не редко. Подэкспертные рассказывают, что они слышат у себя в голове музыку, какие-то голоса, которые им что-то внушают. По поведению этих людей опытный судебный эксперт-психиатр увидит, что человек симулирует. Чтобы исключить симуляцию, мы направляем такого пациента в стационар, где за ним ведется постоянное наблюдение, фиксируются все детали поведения. Поверьте, обман быстро раскрывается. Здоровому человеку пребывание в таком заведении не покажется «райским местом» и уж тем более никогда не захочется туда вернуться. А бывали противоположные случаи, когда с первого взгляда человек кажется психически здоровым, но многолетний опыт подсказывает, что что-то с ним не так. При направлении в стационар, как правило, у него выявляется психическое заболевание.

Вообще, очень важно наблюдать за такими людьми в динамике, беседовать с подэкспертными несколько раз, спустя некоторое время. Часто выявление каких-то особенностей при первой и второй беседе может не дать такой яркой симтоматической картины, какая возникает к моменту третьей беседы.

– Были ли в Вашей практике какие-то запоминающиеся случаи?

– Вспоминаю, когда к нам направили девочку-подростка, которая была признана потерпевшей по уголовному делу. У нее с собой было много рисунков и тетрадей с записями. Понаблюдав за ней, специалисты пришли к выводу, что ребенок страдает детской шизофренией. Или еще: к нам обращаются для установления способности человека совершать сделки. Так вот, недавно привели женщину, при проверке психического состояния которой мы установили наличие бредового расстройства. И в результате судебной экспертизы дали заключение, что она не может заключать сделки. Правда, наличие у гражданина психического заболевания не всегда означает, что он не имеет права совершать сделки: состояние ремиссии позволяет ему подписывать важные договора и документы. Для этого и проводится такая судебная экспертиза. Стоит отметить, что каждый случай уникален и по-своему интересен.

– Как стать судебным экспертом-психиатром?

– Для начала необходимо получить высшее медицинское образование, пройти интернатуру по специальности «Психиатрия». Не лишним будет опыт работы психиатром в учреждениях здравоохранения. Далее будущего судебного эксперта-психиатра ожидает переподготовка по курсу судебной психиатрии на базе Института повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз. И только потом можно приступать к работе.

– Марина Евгеньевна, благодарим вас за интересный рассказ.


Источник информации: "Адзінства"