Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Какие автомобильные ребусы ежедневно «разгадывает» судебный эксперт? 27 декабря 2021

Зачастую его скрупулезная работа начинается на месте ДТП, а заканчивается за компьютером – в расчетах, формулах, коэффициентах. Корреспонденты «Адзінства» попробовали разобраться в специфике работы сотрудника Борисовского МРО ГКСЭ Александра Алисиевича, заключения которого становятся ключевой составляющей уголовного дела.

Встречаемся с Александром в назначенном месте. И это не офис и его рабочий кабинет, а стоянка на окраине города. Старшему эксперту сектора криминалистических экспертиз экспертно-криминалистического отдела Борисовского МРО ГКСЭ Александру Алисиевичу предстоит проверить рулевое управление, ходовую часть и тормозную систему автомобиля, побывавшего в ДТП. С собой – все самое необходимое. И помещается оно в унифицированном чемоданчике с надписью «Судебная экспертиза».

– Здесь набор инструментов, манометр, электронный измеритель уровня, все поверенное, средства защиты, светоотражающий жилет для работы в темное время суток, – перечисляет Александр Николаевич. – Владельцы этого автомобиля не согласны с решением ГАИ. Нам поступил запрос на повторную судебную экспертизу.

Судебный эксперт тщательно производит замеры, что-то фиксирует, проверяя автомобиль.

– Обращаются к нам и с вопросом ненадлежащего выполнения ремонтных работ. К примеру, машина побывала на СТО, есть список оплаченных работ, но через какое-то время владелец выясняет: сделано было не все, что значилось в списке, или заменено не на то, что нужно. Но это редкие случаи. В основном устанавливаем фактические обстоятельства и механизмы развития ДТП, – продолжает собеседник. – Вчера, например, осматривали два автомобиля: водитель одного наехал на пешехода, второй врезался в дерево и съехал с трассы. Нам предстояло выяснить, были ли у автомобилей какие-либо неисправности, которые могли повлечь ДТП. Другими словами, что могло привести к потере управляемости.

Интересуюсь, что это могло быть. Александр тут же поясняет: причин много, к примеру, мгновенная разгерметизация шины.

– Представьте ситуацию, – обращаюсь к Александру. – Наезд на пешехода произошел в темное время суток, вне населенного пункта, нет очевидцев, нет видео с регистраторов или фиксаторов… Как вы работаете в таких условиях?

– Всегда есть следовая картина, которую фиксирует выезжающая на место ДТП следственно-оперативная группа. А это уже многое. После ДТП к нам приходит постановление и документация для установления его причины. Если не хватает информации, отправляем запросы в соответствующие инстанции. Это обычному человеку сложно понять, а у нас мелочей нет, уликой может стать все. Расчеты выполняем в определенных программах. Но предварительно нужно провести осмотр по месту, расположению транспортных средств относительно друг друга, а после путем маневров при помощи компьютерных программ произвести расчет. И он должен быть достоверным. От нашего заключения зависит исход дела. А уже следственные органы и суд решают, принять его за основу или не принять.

– И такое бывает?

– Случается, если в ходе разбирательства установят, что исходные данные были недостоверными или не совсем корректными, ошибочными. К примеру, состояние дорожного покрытия на момент ДТП в исходных данных значится как влажный асфальт. Но ответ на запрос в Гидрометеоцентр или к очевидцам говорит, что асфальт был мокрым. И все – меняется ход дела. Возникает необходимость провести аналогичное исследование, но уже с учетом выявленных новых обстоятельств. Срок проведения судебной экспертизы – месяц. В среднем в год судебный эксперт проводит от 150 до 200 экспертиз.

О конкретных случаях Александр готов рассказывать не останавливаясь. Их в его памяти множество. Еще бы – любимому делу он посвятил ни много ни мало 16 лет своей жизни. Окончив БНТУ по специальности «металлургия литейных сплавов» и отслужив в армии, попал в штат МВД на должность судебного эксперта. Правда, предварительно прошел ряд обучающих курсов и уже позже получил три допуска: на исследование обстоятельств ДТП расчетными методами, исследование деталей и узлов транспортных средств, транспортную трасологию. Благодаря полученным знаниям Александр замечает закономерности и механизм возникновения различных видов материальных следов, что, в свою очередь, используется для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

– А еще помогает наличие технического образования. В нашем деле без него никак, – признается Александр. – Да и нужно быть внимательным, усидчивым, хотеть работать и учиться. Знаете, даже имея за плечами колоссальный опыт, все равно бывает, испытываешь сомнения, тогда приходится обращаться к коллегам. Каждая судебная экспертиза – это задача «со звездочкой». И «разгадывать» такие ребусы приходится частенько.


Источник информации: «Адзінства».