Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Молодость эксперту не помеха 30 ноября 2018

Как найти тот самый след, чтобы тайное действительно стало явным? Об этом мы поговорили со старшим лейтенантом юстиции Евгением Демьянко, экспертом-криминалистом сектора по Дзержинскому району Столбцовского МРО Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь.

Евгений Демьянко родом из Столбцов, а в Дзержинск попал по распределению. За плечами молодого специалиста 5 лет обучения на следственно-экспертном факультете Академии МВД Республики Беларусь и почти полтора года работы. Евгений в профессии не разочаровался. Говорит, что сначала думал об административно-правовой деятельности, но затем сделал выбор в пользу именно этой специальности. Работа стала для него ежедневным источником вдохновения и развития.

Профессионал такого рода – одновременно и детектив, и ученый. Эксперт-криминалист должен уметь совмещать железную логику и творческий подход. От его грамотных действий часто зависит ход расследования уголовного дела.

– Наша работа условно состоит из двух этапов. Первый – на месте происшествия. Специалист занимается изучением всей следовой информации, делает предварительный анализ найденных объектов, выявляет те, что необходимо изъять. Второй – кабинетно-лабораторный – это проведение экспертиз вещественных доказательств.

А их немало: дактилоскопические, трасологические, биологические, почерковедческие и многие другие. К примеру, в случае дорожно-транспортного происшествия на место немедленно прибывает следственно-оперативная группа с экспертом-криминалистом. Если есть погибшие, то присутствует и судебно-медицинский эксперт. Здесь важно все делать быстро: скорость сбора улик, которые могут быть повреждены или вообще исчезнуть с течением времени, зачастую определяет эффективность расследования.

Чаще всего приходится выезжать по сигналу об ограблении. Совершаются кражи из квартир, дач, строящихся домов, приусадебных построек. Нередки и дорожно-транспортные происшествия. Если в пожаре усматривается криминал, там тоже поработает эксперт-криминалист.

– Непосредственно наша задача заключается и в проведении фото- и видеофиксации места происшествия. Необходимо сохранить информацию, способную показать правильную картину произошедшего: как двигался пешеход, с какой скоростью ехал автомобиль, можно ли было избежать аварии. Схожая процедура и в случае с кражами. Но здесь важно определить способ проникновения в помещение, найти непосредственные следы рук, обуви и любые другие улики, оставленные преступником. И даже если кажется, что следов нет, профессионал, как правило, всегда что-то обнаружит. Для этого нужно уметь поставить себя на место злоумышленника и понять, по какой схеме он действовал.

Процесс трудоемкий и, конечно, не такой быстрый, как в кино. Приходится работать в любое время суток и в самых разных условиях.

– Все нужно анализировать в совокупности – тогда вырисовывается конкретная картина случившегося. Обнаруженные отпечатки по согласию следователя изымаются и отправляются на экспертизу. Пригодные для идентификации следы сверяются с базой данных. Проводится отбор образцов для проведения сравнительного исследования и их детального изучения, затем полученная информация обобщается и составляется заключение. От нашей работы часто зависит судьба человека, а потому выполнять ее можно только качественно.

Бесспорно, что такая профессия подходит людям терпеливым, творческим и внимательным. И, конечно, стрессоустойчивым, умеющим сохранять спокойствие в любой сложной или неприятной ситуации. А их в силу специфики работы случается немало.

– Бывало ли страшно? Бывало, но быстро привык. Любая профессия предполагает определенные стрессовые ситуации, и в нашей они точно не редкость. Свой первый выезд – лобовое столкновение автомобилей, двое погибших – запомнил очень хорошо. Не самый простой случай для новичка, но считаю, что с поставленной задачей справился. Помог университетский опыт, нас хорошо подготовили в академии. К тому же мне повезло с коллегами: старшие товарищи всегда помогут. Коллектив у нас дружный и сплоченный.

Преступники оставляют достаточно следов. Главное – вовремя их обнаружить. Иногда один отпечаток пальца способствует раскрытию преступления.

– Если говорить о наиболее запомнившемся случае, то для меня это раскрытие серии краж из автомобилей. Пострадавшие – жители города Дзержинска. Изначально подозреваемых не было, однако на месте преступления мною был изъят след пальца руки. Его направили для проверки по дактилоскопическим учетам – и выявилось совпадение. Информацию передали в оперативное подразделение. Благодаря этому следу личности нарушителя, а затем и трех его сообщников, были установлены.

– Если увидите вскрытую дверь – трогать ничего не нужно, чтобы нечаянно не удалить следы преступления, – предупреждает Евгений Демьянко. – В идеале все должно быть в таком виде, как его оставил злоумышленник. Однако случается, что люди обращаются через полгода или даже больше. Отчаиваться не стоит: теоретически следы могут сохраняться до 30 лет; есть разные способы и методы их выявления. Все зависит от поверхности, где они были оставлены, и, если речь идет об открытой местности, от погодных условий. Но на практике чем раньше специалист примется за дело, тем больше шансов раскрыть преступление.

– Эксперт-криминалист должен иметь отличное логическое мышление и богатое воображение: важно понимать, как именно действовал преступник, где мог оставить следы. В нашей работе нет ежедневной рутины, каждый случай уникален. Успех зависит от приложенных усилий, постоянного обучения и самосовершенствования. Ведь развиваемся не только мы, но и правонарушители, а потому всегда важно быть на несколько шагов впереди.


Источник информации: http://dzr.by/vse-novosti/obshhestvo/molodost-ekspertu-ne-pomeha/.html