Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
ДНК откроет тайну 26 мая 2017

«Тест ДНК для насильника», «ДНК рассудит», «ДНК для бывшей жены» – лишь немногие названия выпусков знаменитого шоу «Пусть говорят». Благодаря скандальным историям, в которых точки над «і» ставит генетическая экспертиза, телепрограмма собирает у «голубого экрана» миллионы зрителей. Не так давно в студии встретились две женщины, дочерей которых подменили в роддоме. По мере взросления дети то и дело слышали, что не очень-то похожи на своих родителей. Только после проведенного ДНК-теста матери узнали, что 34 года воспитывают чужих детей…

Такие истории кажутся чем-то удивительным, редким, происходящим где-то не у нас и не с нами. Однако на памяти сотрудников областного управления ГКСЭ немало случаев, когда результаты ДНК-исследований решали судьбы людей. Помимо того, заключения экспертов-генетиков становятся одним из основных доказательств вины злоумышленника, оставившего на месте преступления биологические следы.

Чтобы узнать обо всех тонкостях генетической экспертизы, отправляемся по адресу: ул.Карского,29а. Здесь работает Сергей АРАНОВИЧ – заместитель начальника отдела судебно-биологических и судебно-генетических экспертиз ГКСЭ по Гродненской области, который знает: гены не обманешь.

– В Гродненском медуниверситете учился по специальности «хирургия», параллельно занимался исследованиями инфекционных заболеваний. Поэтому, когда мне на распределении предложили пойти в судебную медицину, был удивлен. Но согласился, – рассказывает о своем пути в профессию С.Аранович. – Предполагалось, что буду криминалистом, но поскольку в это время начало активно развиваться перспективное направление – генетика, – мне предложили перейти в биологию. Окончив вуз, отправился в институт подготовки и переподготовки кадров ГКСЭ, приступил к работе в 2005-м.

Со слов моего собеседника, ДНК-экспертизу в Минске стали проводить еще в 90-е годы. С 2003-го начали внедрять это направление в регионах: сначала в Витебске, потом в Гомеле и, наконец, в 2006-м – в Гродно. С тех пор генетики сменили уже три поколения оборудования. «Когда только начинали, за раз могли исследовать лишь 3 участка ДНК в одной реакции, электрофорез проводили на огромных стеклах, чувствительность реагентов была гораздо ниже, – рассказывает Сергей Юрьевич. – Сложно было работать со смешанными объектами: когда биологический материал в одной пробе происходит от двух и более лиц. Например, подногтевое содержимое может состоять из биологического материала подозреваемого и жертвы, на рукоятках орудий преступлений могут быть клетки преступника и кровь потерпевшего, сложные смеси получаются при групповых половых преступлениях. Потом появился генетический анализатор, позволивший исследовать уже до 15 участков ДНК одновременно, анализ стал компьютерным. Сейчас у нас «на вооружении» еще более производительный и быстрый анализатор, при помощи которого исследуем до 24 участков ДНК сразу».

***

Человеку, далекому от биологии, будет нелегко «держаться на плаву» в море терминов, при помощи которых можно описать процедуру проведения экспертизы. Вместе с Сергеем Юрьевичем постараемся максимально понятно объяснить этот процесс. Прежде чем выделить ДНК из биологического материала, необходимо понять, есть ли вообще смысл работать с объектом. «То есть нам нужно выяснить: коричневое пятно на каком-то предмете – это кровь или нет. То же касается слюны, спермы, – объясняет специалист. – Объектом нашей работы является ДНК, которая находится в ядросодержащих клетках. Соответственно, если биоматериал отсутствует или ядерных клеток не обнаружено, то и смысла выделять ДНК нет».

Для выделения ДНК условное пятно обрабатывается специальными реактивами, которые разрушают клетки и позволяют ДНК выйти  в раствор, после чего из него убираются различные примеси и за-грязнения. Потом настает черед для амплификации – умножения числа нужных участков ДНК во много тысяч раз, поскольку исходное количество ничтожно мало и не позволяет выполнить исследование. Это происходит при помощи процесса, за который в свое время была получена Нобелевская премия. Речь о полимеразной цепной реакции. Она протекает в амплификаторах. Следующий этап – электрофорез: разделение фрагментов ДНК по длине под действием электрического поля в специальном геле. После пробы помещаются в генетический анализатор и исследуются в течение 30-40 минут.

***

Результаты экспертизы позволяют установить генотип каких-то следов или сравнить их с имеющимися образцами, например, проходящих по уголовному делу лиц и высказаться о возможности происхождения от конкретного человека. «Почти все убийства, изнасилования, причинения телесных повреждений проходят через нас, – рассказывает Сергей Аранович. – Можем проводить экспертизу по любому делу, где остается биологический материал». Так, благодаря заключению гродненских генетиков удалось установить преступников, которые в прошлом году ограбили древний храм в Сынковичах. Они спилили решетки на окнах, проникли внутрь и украли украшения с иконы. «Конечно, первым делом эксперт ищет отпечатки пальцев, но если рисунок смазан, он не подходит для дактилоскопической экспертизы, – повествует специалист. – У нас же есть шанс с ним поработать. В моей практике был интересный случай, когда отпечаток пальца на выключателе был оставлен кровью. Как выяснилось, она принадлежала потерпевшему, а папиллярный узор – преступнику. Он уже не смог отвертеться от обвинения».

***

Половину генетических характеристик мы получаем от одного родителя, половину – от другого. Генотип неизменен до конца наших дней во всех клетках организма. Могут происходить спонтанные мутации, но на общую картину они не влияют. Поэтому генетическая экспертиза позволяет установить или исключить родство для решения различных вопросов, прежде всего связанных со взысканием алиментов и оспариванием отцовства. Если экспертиза назначается судом, то инициатором зачастую является женщина. Нередко приходят мужчины, которые хотят узнать, их ребенок или нет. Сегодня на платной основе услугами экспертов могут воспользоваться все, кто хочет внести ясность в тот или иной спорный вопрос, касающийся родства.

– Слышала, в Вашей практике был случай, когда мужчина, узнав, что он не является отцом ребенка, танцевал и подпрыгивал от радости.

– Такое действительно было. Мужчина несколько лет исправно платил алименты женщине, с которой когда-то были близкие отношения, но потом у него возникли сомнения. Решил сделать экспертизу. И очень обрадовался результату. Как правило у каждой стороны свои чаяния. Бывает, чуть ли не до драки доходит. Как-то мужчина пытался забросать камнями бывшую возлюбленную, и ей пришлось скрываться в машине, кто-то приходит с «группой поддержки»: бабушками, свекровями, братьями, у каждого из которых свое мнение. Но мы просим всех, кто не является фигурантами дела, выйти из кабинета. Конечно, есть и те, кто остается в хороших отношениях. Они идут к нам, чтобы снять все вопросы и договориться мирно.

Нередко на экспертизу приходят родители уже со взрослыми чадами. В одном из случаев пенсионер привел взрослых детей и поставил перед специалистами вопрос: они его или нет? В ссоре жена сказала: «Дети от другого», слово упало на благодатную почву. Оказалось, оба ребенка его.

– Дети не обиделись?

– Неизвестно, как каждый из нас бы отреагировал, если бы отец на старости лет заявил: «А давай проверим, мой ты или нет». Детей было жаль. Процедура была им неприятна, как и понимание того, что отец в них сомневается.

А как-то утонул мужчина. Через месяц его мать узнала, что у него была сожительница, у которой родился ребенок. У женщины, потерявшей сына, появилась надежда обрести внука. Мать мальчика пошла ей навстречу и позволила взять образцы для анализа. Однако экспертиза показала: погибший не являлся отцом. Биологические следы удалось найти на ингаляторе (умерший был астматиком). Генотип сравнили с генотипом ребенка. Родство исключилось.

Буквально на днях специалистам звонила женщина, которая хотела узнать, правнук ее или нет. Но в Гродно эксперты могут установить родство между ребенком и его предками только по мужской линии: сравнить прадедушку, дедушку, внука. А стандартное исследование зачастую малоэффективно, ведь от дедушки или бабушки мы получаем одну четвертую характеристик, а от прадедов – 1/16.

В редких случаях обращаются за экспертизой по установлению материнства. Например, женщина рожает ребенка дома. По правилам, если роды происходят на дому, нужно вызвать скорую, которая зафиксирует роды и выдаст справку. Но несколько женщин, обратившихся впоследствии к генетикам, не утруждали себя этим. А когда пришли оформлять пособие на ребенка, у них спросили: «Где вы его взяли?» Еще в нескольких случаях к экспертам обращались дочери, которые хотели забрать престарелых матерей из других стран и наоборот – перевезти за рубеж. В результате многочисленной замены документов в течение жизни у них были потеряны буквы в фамилиях.

***

– Можно ли провести экспертизу анонимно? – интересуюсь у Сергея Юрьевича.

– Человек может сам отобрать образцы и доставить их на экспертизу. Но ее нельзя назвать полностью анонимной, ведь с заявителем в любом случае заключается договор. Однако он может взять у ребенка слюну втайне от второго родителя, поместить в конверт и принести к нам. К слову, у нас в республике есть организации, которые могут установить генотип, но они не имеют права давать заключения. Этим правом наделены только специалисты Комитета.

Если экспертиза проводится по назначению суда или по заявлению граждан, то на руки выдается документ, который может быть принят судом как доказательство. Поэтому все трое – отец, мать и ребенок – должны прийти одновременно, с документами, удостоверяющими личность. Проводятся два независимых исследования: крови и слюны. Если результат совпадает, значит не было допущено ошибок. Заключение дается максимум через 30 дней.

Как же отобрать образец дома? Необходимо взять 2-3 ватные палочки. С одной стороны ватку отрезать и за этот конец браться рукой. Ватным концом провести по внутренней стороне щеки, где она сходится с зубами. Затем палочки нужно высушить. Например, воткнуть в кусок пенопласта, чтобы ватка с образцом ничего не касалась. Важно, чтобы на эти палочки в прямом смысле никто не начхал, иначе произойдет загрязнение чужеродной ДНК. Когда они высохнут, нужно уложить их в обычный бумажный конверт или сверток.

По словам Сергея Юрьевича, в последнее время количество экспертиз по уголовным делам несколько снизилось. Это произошло в первую очередь за счет разумного подхода к отбору объектов и проведению экспертиз. Назначается то, что надо: где результат в дальнейшем будет использован в судебном процессе. Что касается установления родства, то в прошлом году экспертизы проведены по 150 материалам. Конечно, процедуру нельзя назвать дешевой, хотя многие думают, что она гораздо дороже (в европейских странах-соседках исследование стоит около 700-800 долларов). Однако экспертиза, основанная на исследовании «строительного материала жизни», как еще называют ДНК, позволит расставить точки над «і» раз и навсегда.

Ольга Махнач
Фото автора