Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
«Под микроскопом» - как криминалисты выявляют автотранспорт с темным прошлым 10 августа 2016

Истина - в VIN–коде

«Спецназ» продолжает серию публикаций, посвященных различным направлениям работы Государственного комитета судебных экспертиз. В этом выпуске рубрики «Под микроскопом» - рассказ о том, как криминалисты выявляют автотранспорт с темным прошлым.


АКТУАЛЬНОСТЬ темы обострилась в прошлом году, когда количество ввозимых в Беларусь автомобилей увеличилось в разы. Причиной такого роста стала резкая девальвация российского рубля. В связи с этим на определенное время стоимость автомобилей в долларах стала весьма привлекательной для белорусских покупателей. В нашу страну потоком пошли подержанные иномарки.
Однако для некоторых свежеиспеченных автовладельцев «счастливый случай» обернулся головной болью. Начиналась она при регистрации машин в ГАИ. Вдруг выяснялось, что происхождение транспорта, а точнее, его прошлое вызывает сомнения. Вопросы возникали к подлинности VIN-кода. Для тех, кто не в курсе: так называется уникальный идентификационный номер транспортного средства. Он нанесен на номерной площадке, крепящейся к двигателю. Если проще: это те самые «номера», которые преступники перебивают для того, чтобы замаскировать числящийся в угоне автомобиль. Для этого у криминальных талантов есть свои технологии. Начиная примитивной вваркой номерной площадки и заканчивая уничтожением знаков с последующим нанесением новых, для чего используются клейма или резцы.


Если VIN-код вызвал подозрения у сотрудников ГАИ, регистрация тут же приостанавливается. Инспекторы информируют милицию, начинается проверка. Сначала хозяин «темной лошадки» дает объяснения об обстоятельствах покупки. Затем выносится постановление о назначении трасологической экспертизы. С этого момента разбирательства переходят в зону ответственности сотрудников Государственного комитета судебных экспертиз.
Первый этап - штудирование специальных справочников. В них детально описываются место, внешний вид и способ нанесения знаков. Каким бы ни был ас своего дела, удержать всю эту информацию в памяти проблематично. Ведь маркировочные обозначения даже одной модели автомобиля могут существенно различаться в зависимости от года выпуска, завода сборки, применявшегося оборудования и т.д. Затем начинается осмотр, при проведении которого эксперты используют свой арсенал.

Немного о содержимом «волшебного сундучка» экспертов.
Стандартная криминалистическая лупа с четырехкратным увеличением позволяет определить, каким способом нанесены цифры, и выявить нехарактерные штрихи. С помощью телескопического зеркальца досматриваются скрытые полости. Именно в них можно обнаружить признаки перезакрепления панелей или номерных площадок.


Также используется набор химических жидкостей. С их помощью убирается ржавчина и производится послойное удаление лакокрасочного покрытия. Такой метод позволяет точно узнать, сколько раз и в каких условиях красили машину. Была ли это специальная камера на заводе-изготовителе или покраска осуществлялась в подпольной мастерской кустарным способом. В планах на ближайшую перспективу у сотрудников управления ГКСЭ Гомельщины - приобретение толщиномера. Его применение позволит проводить исследования, не повреждая покрытия. В процессе исследования эксперт также производит фотографирование, а результаты излагает в заключении.

По словам старшего эксперта Гомельского межрайонного отдела ГКСЭ Игоря Поздняка, в 2015 году количество выявленных случаев изменения идентификационных номеров существенно сократилось. В то время как в конце прошлого года фиксировалось по нескольку таких фактов каждую неделю. Обычно владелец «криминального» автомобиля относится к категории добросовестных приобретателей. Уголовная ответственность ему не грозит. Правоохранительные органы разыскивают продавцов, отслеживая по базам данным историю злосчастной машины с момента, когда она сошла с конвейера завода-изготовителя.


Судьбу автотранспорта в конечном итоге решает суд. И вовсе не факт, что это решение будет в пользу последнего владельца. Во избежание такого печального сценария следует проявить максимальную бдительность в момент покупки. Прежде всего обращать внимание на любые изменения в состоянии кузова. Насторожить должны следы сварочных работ, коррозия в местах, где она маловероятна, отсутствие дублирующих табличек с идентификационным номером.
А лучший способ развеять сомнения - проверить подлинность VIN-кода по собственной инициативе. Ведь рано или поздно все тайное становится явным...

Руслан ПРОЛЕСКОВСКИЙ
Фото автора
http://specnaz.sb.by/pod-mikroskopom/article/istina-v-vin-kode.html