Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
«Хочу изготовить на полотне белорусские символы»: о своем увлечении рукоделием рассказала брестский эксперт 14 августа 2025

Галперта, «алмазы» и стилус – это основные «ингредиенты» идеального выходного дня заместителя начальника управления лабораторных исследований вещественных доказательств биологического характера управления Государственного комитета судебных экспертиз по Брестской области Татьяны Хорунжей.

Судебные эксперты – люди особого склада ума. Они замечают то, чего не видят другие, всегда докапываются до истины и с особой скрупулезностью относятся к поставленным задачам. Но многие из них не только настоящие профессионалы в своей области, но и творческие люди. Этот материал о хобби Татьяны Хорунжей.

Рукоделие сопровождает Татьяну Владимировну всю жизнь. Маленькая Татьяна с нескрываемым интересом следила, как ловко ее бабушка Ольга Герасимовна орудует спицами, превращая многочисленные клубки ниток в жилетки, шапки, носки, варежки… «Для нее – это было не только любимым времяпрепровождением, но и способом обеспечить теплой одеждой всю семью. Хочу отметить, что в подготовительном этапе создания нового изделия участвовал даже мой дедушка. В то время нитки продавались в мотках, их необходимо было перемотать в клубочки. В этом процессе помогал и дедушка», – вспоминает судебный эксперт. Замечая мой непонимающий взгляд, собеседница поясняет, что тогда не было такого выбора пряжи как сейчас, чаще всего можно было достать шерстяные ковровые нитки. Их следовало сперва постирать, высушить, а затем уже смотать в клубки. Еще продавались нитки, используемые на ткацких фабриках, но они были очень тонкие, поэтому с ними требовалась отдельная работа: необходимо было соединить пять нитей в одну для последующего вязания. «Сейчас, наверное, ремесленники бы так не хотели утруждаться, а у нас не было выбора. Зато мы знали, что нить натуральная и теплая. Доставали мохер, он был в клубочках и с красивой этикеткой. Мы смотрели на эту упаковку и боялись приступать к вязанию», – с улыбкой вспоминает Татьяна Владимировна.

Первую вещь Татьяна связала в 10 лет – модные варежки для любимой бабушки, созданные при помощи пяти спиц. «Результат порадовал обладательницу теплого подарка и вдохновил меня на дальнейший труд. Затем в моем исполнении появились шарфы для родителей, дедушки, младшего брата. Единственное, в силу возраста мне не доверяли дорогой мохер. Из-за неопытности я бы с ним не справилась. Более конкретные вещи: свитеры, жилетки я научилась вязать в восьмом классе, когда поняла, как подбирать рисунок и рассчитывать петли, гармонично сочетать цвета и орнамент», – с улыбкой вспоминает Татьяна Владимировна.

Сын Татьяны Владимировны Юрий, к слову, тоже умеет вязать: «Наверное, потому что он видел, как в семье орудуют спицами с самого детства, поэтому однажды заинтересовался и попросил его научить. У него свой метод. Он вяжет носки и варежки двумя спицами, а потом их сшивает», – делится героиня этого материала.

Во время беседы Татьяна Владимировна вспоминает учебу в медицинском институте и высокую в связи со спецификой занятость в нем. Это было начало 90-х. Достаток у семьи был невысокий, а одеваться красиво молодой девушке хотелось. Оставалось лишь вязать. «К этому времени пряжа в магазинах появилась на любой вкус, – делится судебный эксперт. – Вот тут и развернулась душа: после пар и выполнения домашнего задания я нередко по ночам садилась за кофты, топы. Каждый сезон обновляла себе шарф, часто помогала подругам вязать. В 1995 году в моду вошли вязаные пальто, и я из мохера связала себе такое, пришив внутрь подкладку. Это невероятные ощущения, когда ты идешь по улице в одежде, созданной тобой в единственном экземпляре».

После института девушка вышла замуж, в семье родился ребенок: «Пока сын был маленький, я, конечно, много вязала для него. Потом начались его школьные годы, и я на несколько лет оставила свое хобби, но затем в моду вновь вошли платки и шарфы-шали. Я снова взялась за „старое“», – смеется Татьяна Владимировна.

Около пяти лет назад вязание уступило модному творчеству: рисованию по номерам и алмазной мозаике. Все началось с того, что Татьяна Владимировна в поисках подарка зашла в магазин и увидела алмазную вышивку. «Так накануне Нового года я приобрела первый набор – полотно небольшого размера с изображением двух чашек глинтвейна, лимона и еловой ветви. Тут же пришла идея попробовать создать эту картину самой, а затем ее подарить», – признается Татьяна Хорунжая.

Сложность этого хобби, по мнению Татьяны Владимировны, в том, что стразы очень мелкие и сам процесс представляет собой долгий и кропотливый труд. Тем не менее результат всегда оправдывает средства.

За последние пять лет создано немало красоты, более 60 картин. Какие-то работы украсили ее дом, многие – подарены друзьям и коллегам. В каждом кабинете отдела судебно-химических экспертиз есть картина Татьяны Владимировны, при чем они не случайные, а отражают характер людей, работающих там.  «Считаю, что это прекрасная идея для подарка, особенно, когда не знаешь, что подарить. Но чем дольше занимаешься этим, тем сложнее выбрать следующую картину. Я всегда выбираю работу повышенной сложности, чтобы успеть насладиться процессом», – констатирует Татьяна Владимировна.

Помимо алмазной вышивки собеседница имеет еще одно увлечение – рисование по номерам: «Однажды в магазине я увидела набор для рисования с изображением розово-белых пионов. Они выглядели точно также как цветы, растущие у моего дома. И я решила попробовать», – вспоминает Татьяна Хорунжая.

В ходе беседы судебный эксперт признается, что у нее есть не закрытый гештальт в алмазной мозаике: «Хочу изготовить на полотне белорусские символы и васильки». И моя маленькая мечта – вышить герб Государственного комитета судебных экспертиз. Я думаю, у меня когда-нибудь получится создать все эти изображения. Представляете, как красиво они будут смотреться в рабочих кабинетах?».

«Сложность того и другого вида творчества заключается не только в количестве цветов палитры, но и в сложности рисунка. Есть два варианта: может быть очень сложный рисунок, но малая гамма цветов, или же наоборот. Для меня чем меньше детали в картине и чем больше там оттенков, тем она объемнее и красивее», – признается Татьяна Владимировна.

 «Сегодня для меня идеальный выходной день – это когда можно сварить себе кофе, взять галперту, «алмазы» и заняться выкладыванием картины. Так пролетает несколько часов, которые я не замечаю. Почему я этим занимаюсь? Приятно видеть, как твои руки из обычных доступных сейчас вещей создают красоту. Переключаешься на совершенно иной вид деятельности и, как итог, наполняешься энергией и силами», – завершает Татьяна Хорунжая.

После диалога Татьяна Владимировна подарила несколько работ коллегам в управлении. «Приятно, что мои работы находят позитивный отклик у людей, работающих со мной, дополняют атмосферу кабинетов и подымают настроение», – поделилась мастерица.