Об ужасах той страшной войны, унесшей жизни миллионов белорусов, заместитель начальника экспертно-криминалистического отдела Пинского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз подполковник юстиции Кирилл Владимирович Фицнер знает с детства. Напоминанием этого был номер на руке его бабушки – 63670. Номер как «свидетель» чудовищных испытаний, которые она прошла, чтобы жить…
***
Анастасия Аникеевна Фицнер родилась 15 мая 1926 года в деревне Буда-Софиевка Лельчицкого района Гомельской области. Кроме нее в семье воспитывалось еще пятеро детей. Так сложилась судьба, что ставить на ноги дочерей пришлось ее матери одной. Отец умер, когда Анастасия была еще ребенком. Несмотря на трудности, которые выпали на долю семьи, самым сложным испытанием стала война…
«Богу было угодно, чтобы я выжила…»
Голод, тяжелый труд, селекция, медицинские эксперименты, крематорий… О том, какие нечеловеческие условия содержания были в концентрационном лагере Освенцим, написаны сотни книг. Воспоминания своей бабушки Анастасии Аникеевны о нахождении в лагере смерти зачитывает Кирилл Владимирович:
«Там нас постригли, выдали полосатую лагерную одежду, обули в деревянные колодки. На левой руке всем накололи номера. Мой личный номер – 63670. Попала я во второй барак. Каждое утро и вечер, под музыку, в любую погоду мы по два часа стояли на плацу на перекличке. После нее мужчин и женщин разводили в разные стороны, гнали копать рвы, таскать камни. В лагере заболела тифом. Выпали волосы, посинели ногти, не осталось никаких сил. Только о смерти молила Бога. Но Богу было угодно, чтобы я выжила…».
Осенью 1944 года узников выстроили на плацу и стали называть номера. В этот раз прозвучал номер Анастасии. Ее и других заключенных погрузили в эшелоны и повезли вглубь Германии, в город Кемлиц. Там находился военный завод. Вновь прибывших обучили точить детали. Во время очередной бомбежки город был практически разрушен, но завод уцелел. Благодаря чему остались живы подневольные рабочие. Все знали, что война близится к концу…
После этого бабушка Кирилла Владимировича оказалась в другом трудовом лагере, где находилось порядка пяти тысяч военнопленных. Однажды их загнали под железнодорожный туннель. Что будет дальше, никто не знал. Утром 8 мая 1945 года впервые за долгие месяцы узники услышали радостную новость – их освободили советские войска.
По пути в родительский дом девушку узнал кто-то из земляков, поэтому весть о ее возвращении долетела до родной деревни раньше, чем она добралась туда. Все жители Буда-Софиевки уже знали, что Анастасия была в концлагере Освенцим – месте, в котором уничтожали людей.
Сильный образ
О том, что пришлось пережить Анастасии Аникеевне, внук знает из воспоминаний своей тети. Будучи ребенком, он видел выбитый номер на руке бабушки и понимал, что вопросы могут причинить боль, предать ее воспоминаниям, которые хочется, но невозможно забыть.
«С самого детства передо мной сильный образ моей бабушки. Женщины, которая прошла столько испытаний, но не сломалась, женщины, которая знает цену жизни», – резюмирует Кирилл Фицнер.
Анастасия Аникеевна умерла в 2021 году, оставив после себя богатое наследие – детей, внуков и правнуков, которые живут под чистым небом и знают историю своей семьи.
Татьяна Коток, официальный представитель управления ГКСЭ по Брестской области