Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Чем может обернуться природная тяга мужчин к оружию и почему реконструкторам нужна баллистическая экспертиза? 30 июня 2022
Тимофей Олегович служит в управлении ГКСЭ по Витебской области с начала его образования. До этого проходил службу экспертом в Оршанском ГОВД и Витебском РОВД, в экспертно-криминалистическом центре УВД Витебского облисполкома. Изначально в отделе молодой, но опытный эксперт-криминалист занимался проведением нескольких видов экспертиз – выявлял и изымал следы предполагаемого преступника, изучал почерк, исследовал документы, составлял фотороботы…

Но особенно по душе всегда была баллистическая экспертиза. Ее задача – дать ответ следствию на технические вопросы, связанные с расследованием криминальных случаев применения огнестрельного, газового, сигнального оружия, оружия травматического действия, боеприпасов и предметов, необходимых для стрельбы. Руководство, видя профессиональную заинтересованность Тимофея Васюковича, поручило ему проводить баллистические экспертизы.

Старик Вальтер

Ситуаций, когда оружие попадает на экспертизу, бесчисленное количество. Поскольку основной смысл его применения – поражение цели, случаются и трагичные случаи. Как повела себя пуля в теле, разбираются медицинские эксперты, а вот все, что связано с оружием – дело баллистов. Они исследуют следы выстрела, устанавливают факторы его совершения, в результате которых возникли повреждения, выясняют, из этого ли конкретного оружия стреляли и этими ли патронами, и так далее. Вопросов много.

– Мне нравится работать с оружием, интересна история его создания, конструкторская идея. Экспертиза холодного и метательного оружия также по-своему захватывает – встречаются редкие образцы, но баллистическая в этом плане ее превосходит в разы, – рассказывает Тимофей Олегович и в качестве контраргумента кладет на стол пистолет.

Это образец времен Второй мировой войны, принятый на вооружение польской армии в 1935 году. В хрупкой женской руке пистолет выглядит совсем не эргономично, а вот в мужской лежит как влитой, отливая стальным блеском. Вес этого оружия­ – кило семнадцать граммов. Действительно, мощь и красота! Пистолет, наверняка имеющий «окопный» боевой опыт (впрочем, о его судьбе можно лишь догадываться), некогда был изъят из незаконного оборота и впоследствии пополнил оружейную коллекцию управления. За годы в ней накопилось много достойных экспонатов. Например, пистолет Вальтера начала двадцатого века, обнаруженный случайно во время обыска. Его хранили опасным, но оригинальным способом: в книге, страницы которой были вырезаны под пистолет. Шкатулка–обманка, как и сам Вальтер, в коллекции экспертов занимает особое место. Винтовкой Мосина их не удивишь – это оружие, распространенное во время Великой Отечественной войны, поступает на экспертизу часто. А вот Вальтеры – раз-два и обчелся.

Оружие с темной историей

– В последнее время увеличилось количество баллистических экспертиз, – рассказывает Тимофей Олегович.– Практически все объекты, поступающие на исследование, – оружие с темной историей, по большинству проводятся следственные действия, например, связанные с браконьерством, убийством или грабежом. Есть добровольно сданное населением и изъятое правоохранителями в ходе рейдов. Ответственные владельцы правильно хранят оружие и не используют его в преступных целях.

­Среди боевого встречается пневматическое, газовое и сигнальное оружие. Казалось бы, что в нем может быть криминального? Конструктивная близость с огнестрельным позволяет народным умельцам приспособить его под боевое. А иногда и переделывать ничего не нужно – припугни таким пистолетом (да хоть и игрушечным), и забирай, что хочешь. В криминальной хронике встречаются подобные новости. В этом случае хоть оружие и «липовое», наказание последует настоящее. К слову, определение групповой принадлежности – это еще один из вопросов, на который отвечает эксперт-баллист. Проще говоря, ему нужно установить, огнестрельное это оружие или какое-то другое.

– А еще есть такое понятие, как охолощенное оружие, предназначенное для имитации выстрела специальными патронами, естественно, холостыми, – рассказал судебный эксперт. – Его используют реконструкторы исторических событий. Такое оружие также попадает на экспертизу.

От примитива до эксклюзива

Когда случается беда, кто-то скажет: «Дело не в оружии, а голове». «Раз в год и палка стреляет», – считают другие. Правда находится где-то посередине.

– Сейчас на экспертизе находится «самопал», из которого человек случайно застрелил сам себя, – рассказывает Тимофей Васюкович.

Владеть оружием в нашей стране не запрещено, хотя есть некоторые ограничения. Тех, кто решил нарушить закон, это не пугает – очевидно, природная мужская тяга к оружию берет верх. Не останавливает и то, что незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия строго караются законом. Так появляются различные переделки, обрезы и трубки-самострелы. Последние в сводках обычно проходят как «предмет, похожий на пистолет», и это их самое точное определение. Сейчас на экспертизу они попадают реже, но не перестают удивлять даже опытных сотрудников управления. Это потенциально опасное оружие, которое запросто может взорваться в руках, при этом по боевым характеристикам соответствуют огнестрельному оружию. Некоторые кулибины с ним даже охотиться умудряются. Нестандартны и способы изготовления: собрано из самых разных предметов хозяйственно-бытового назначения. Редко, но встречаются довольно профессиональные изделия, изготовленные со знанием оружейного дела. К таким примерам можно отнести самодельный нарезной револьвер, который однажды побывал на экспертизе. Особенность нарезного оружия – специальные винтовые нарезы в стволе, благодаря которым снаряд, вращаясь по траектории, набирает большую скорость, далеко летит и кучно стреляет. Теоретически сделать такие нарезы возможно лишь в заводских условиях. А как получилось практически, для экспертов осталось загадкой. Установили главное: исследуемый предмет пригоден для стрельбы и является нарезным огнестрельным оружием.

Во имя правосудия

Чтобы проверить, исправны ли оружие или патроны, их боеспособность проверяют в комнате отстрела с использованием специальной установки. Когда речь идет о самопале из баллонного ключа или противотанковом ружье размером до двух метров в длину, подобрать для них подходящий снаряд – задача не из простых. Имеющийся в управлении арсенал, а также уровень квалификации экспертов позволяет справиться и с этим. Их знания, навыки и опыт помогли раскрыть не одно преступление.

– Работа сложная, напряженная, требующая дополнительных усилий, углубленного изучения тех или иных вопросов, но мне она очень нравится, – признается Тимофей Васюкович. – Имея такой большой профессиональный опыт, даже в какой-то житейской ситуации не могу взять на себя ответственность определить на глаз модель оружия. Сначала я должен в этом убедиться, изучив литературу. Очевидно, такой отпечаток на меня наложила служба – не готов к поспешным выводам. Задача судебной экспертизы – помочь правосудию. Зная, что это последний аргумент в пользу того или иного судебного решения, эксперт не имеет права допустить ошибку.


Источник информации: "Витьбичи"