В конце прошлого года минчанка Алена Панасюк стала получать от незнакомца оскорбительные сообщения в сети «ВКонтакте»: сначала он делал недвусмысленные предложения, а затем оставил комментарии под ее фото, обзывая и желая смерти. За даму сердца вступился молодой человек и получил свою порцию негатива во время телефонного разговора и по СМС. Ребята не стали терпеть хамство и написали два заявления в милицию.

Первое дело, касающееся оскорблений по телефону, суд уже рассмотрел и наказал обидчика штрафом в 135 рублей. А вот за обидные слова, высказанные в адрес девушки в сети, ему еще придется нести ответственность. Если молодого человека признают виновным, ему грозит крупный штраф, исправительные работы, арест или даже ограничение свободы сроком до трех лет.
Разобраться в ситуации предстоит правоохранительным органам, а ответить на вопрос, содержат ли комментарии «поклонника» негативную информацию об Алене и какими языковыми средствами она выражена, должны судебные эксперты, которые проводят лингвистические экспертизы. С 2018 года (а именно в это время открылось соответствующее направление) специалисты Государственного комитета судебных экспертиз рассмотрели несколько сотен подобных материалов. Досконально исследовать каждое слово и его смысл помогают словари. Причем одним наследием Ожегова не обойтись. На столе у судебного эксперта Артема Кононенко – антология жаргона, сленга, брани и другие сборники:
– Передо мной не стоит задача отвечать на правовые вопросы или решать, виновен ли человек в том, что использовал то или иное выражение. Я работаю с текстом – исследую его с позиций лингвистики. Например, устанавливаю значение слова, а также обращаю внимание, имеет ли оно специальную помету, например, «бранное», «вульгарное», «грубо просторечное».
Предлагаю Артему Сергеевичу проанализировать выражения, которыми интернет-пользователи зачастую «одаривают» друг друга на форумах. В первом же сообщении читаем: «Может быть, ты реально конченый».
– Судя по всему, этому комментарию предшествовало бурное обсуждение какой-то темы, – эксперт открывает словарь субстандартной лексики и подмечает, что словари не всегда успевают фиксировать новообразования в динамично развивающемся языке.
Специалист обращает внимание, что лингвистический анализ слова или выражения можно проводить, только зная контекст:
– Важно понимать, кто это написал, кому и в какой ситуации. Даже матерное слово может быть употреблено для связки слов в предложении, а литературное при определенных обстоятельствах может быть квалифицировано судом как оскорбление. Например, когда приятель назвал друга дураком, это, скорее всего, не воспримется как оскорбление, но если это слово адресовано продавцу в онлайн-магазине – другой разговор.
Контекст важен еще и потому, что грубое высказывание может быть ответом на предыдущий комментарий. Это обязательно отображается в заключении эксперта, которое становится одним из источников доказательств в суде.
Артем Сергеевич находит нужное слово и зачитывает его значение:
– «Конченый» – пропащий, ни на что не способный человек. Оно имеет помету «разг.», которая указывает, что слово не относится к ненормативной лексике.
Специалист отмечает, что он работает как с записями разговоров, видеороликами, так и с текстами, в том числе скриншотами переписок, комментариев из соцсетей и сайтов. А вот устную речь, записанную с чьих-то слов, не исследует, ведь во время пересказа смысл может потеряться.
Чаще всего эксперт сталкивается с матерными словами и зоометафорами – когда людей сравнивают с представителями флоры и фауны. В одном из комментариев встречаем слово «тюлень» и тут же находим трактовку существительного в толковом словаре: «морское ластоногое млекопитающее». Правда, она относится к случаям, когда слово употреблено в прямом значении, а в переносном оно имеет помету «разг.», «шутл.» и обозначает неуклюжего, неповоротливого человека.
На то, чтобы провести исследование, эксперту дается 30 дней. Уложиться в более сжатые сроки не всегда получается:
– Даже если высказывание состоит из нескольких предложений, для его разбора нужно три-четыре дня. И это в случае, если весь необходимый материал предоставлен. Иначе эксперту нужно заявить ходатайство о предоставлении дополнительных материалов. Все наши выводы строго аргументированы, заключение эксперта выступает одним из источников доказательств в суде.
КСТАТИ
Законодательство предусматривает за оскорбление как административную, так и уголовную ответственность. В первом случае нарушителя ждет штраф в размере до 20 базовых величин (статья 9.3 Кодекса об административных правонарушениях), а во втором (статья 189 Уголовного кодекса) – штраф, или исправительные работы сроком до двух лет, или арест, или ограничение свободы сроком до трех лет.
Источник информации: https://www.sb.by/articles/v-otvete-za-messedzh.html