Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
«Водители сами портят шины». Выясняем, может ли произойти ДТП из-за «убитой» резины 29 апреля 2019

Недавно в Минске BMW на «лысой» резине вылетел на остановку общественного транспорта и сбил сразу троих пешеходов. Вместе с экспертом-автотехником центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз Беларуси Виктором Костюковичем AUTO.TUT.BY прогулялся по одной из столичных парковок, присмотрелся к колесам машин и узнал, чем может быть опасна изношенная резина.

В главе 5 приложения 4 ПДД Беларуси сказано: запрещено ездить на легковых автомобилях с шинами с остаточной высотой рисунка протектора меньше чем 1,6 мм, у грузовых автомобилей — 1 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.
Зимние шины должны иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 4 мм.
Шина считается непригодной к эксплуатации, если появился один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений — при неравномерном износе беговой дорожки.
Нельзя использовать шины с пробоинами, порезами, разрывами, обнажающими корд, с расслоением каркаса, отслоением протектора и боковины, растрескиваниями от старения резины.
Если водитель нарушил правил эксплуатации авто и выехал на дорогу на «убитых» колесах, то его ждет предупреждение или штраф в размере до 1 базовой величины (до 25 рублей 50 копеек) — ч. 3 ст. 18.12 КоАП РБ. За повторное нарушение в течение года ответственность наступает по ч. 9 ст. 18.12 КоАП РБ — штраф в размере от 2 до 5 базовых величин (от 51 рубля до 127 рублей 50 копеек).

«Зимние шины летом повышают риск аквапланирования»

На большой стоянке припаркованы разные по классу, стоимости и состоянию автомобили: от старых с проеденным ржавчиной кузовом иномарок до свежих моделей, недавно сошедших с конвейера. У нашего эксперта в руках электронный штангенциркуль — для точного измерения остаточного рисунка протектора колес.

— Колеса разные будут стоять, вот увидите. Ведь автомобилисты шины покупают, исходя из того, у кого на что денег хватает, это для людей главный фактор. Например, самый ходовой размер шин — 195×65 R15, цена на них варьируется от 70 до 200 рублей за штуку. Очевидно, что самый бюджетный вариант не будет самым лучшим, потому что у них совершенно другие характеристики. Ну, а если бюджетная шина еще и здорово подношена — не очень хорошо, — говорит эксперт.

— Вот машина на «зиме», еще одна тоже… В этом ряду в авто протектор шин можно не мерять — и так видно, что все они нормальные, хотя некоторые и на зимней резине, — комментирует Виктор, проходя по стоянке.

Кстати, по поводу эксплуатации зимних шин не в сезон Виктор категоричного запрета не высказывал, хотя по его мнению, езда на «зиме» в теплое время года имеет свои минусы.

— ПДД не запрещает ездить на зимних колесах летом, вот люди и ездят. Бывает, что для зимы резина уже плохонькая, а летом ее еще можно «доносить». Хозяин — барин, но в этом случае надо учитывать фактор, влияющий на безопасность, — тормозной путь на таких шинах больше, чем на летних. Особенно это явно ощущается при высокой температуре, а также на мокрой дороге, особенно если протектор уже хорошо подношен. Возрастает риск аквапланирования — когда машина попадает в лужу и теряет сцепление с дорогой, ее может развернуть в любую сторону.

Виктор говорит, что на зимних колесах летом надо ездить осторожнее — не гнать, осторожно входить в повороты, обгонять и опережать аккуратно, без лихачества.

«Как поведет себя „несвежая“ резина, если наехать на камень или бордюр — загадка»

Но несколько машин с истертым протектором на стоянке все же привлекли наше внимание. В одной припаркованной BMW колеса показались изношенными, но при проверке высота рисунка протектора в них оказалась 4 мм.

— Высота протектора измеряется в центральной части в трех местах. Но помимо этого надо смотреть еще индикатор износа колес. На этих шинах BMW еще может ездить, — констатирует эксперт.

Виктор Костюкович пояснил, что нижний предел высоты протектора в 1,6 мм для летнего сезона — это стандарт нашей страны. При этом некоторые производители шин рекомендуют менять колеса при другой остаточной высоте протектора, как правило, она больше, чем 1,6 мм.

Кстати, в европейских странах допуски по остаточной высоте рисунка протектора немного отличаются от тех, что установлены в Беларуси. Например, в Норвегии летом протектор шин должен быть не ниже 1,5 мм, зимой — не ниже 3 мм; в Финляндии и Эстонии: 1,6 и 3 мм соответственно.

Еще в одном автомобиле остаточная высота протектора шин оказалась 3 мм, кроме того, по боковой его поверхности эксперт обнаружил трещины.

— Эта резина уже «несвежая», ее стоит заменить — неизвестно, как она может себя повести на дороге. Особенно если произойдет резкая смена давления — для этого достаточно колесом наехать на камень или бордюр. Шина может лопнуть и машину бросит в бок или занесет — вот вам и аварийная ситуация на дороге.

Остановившись на годе выпуска резины, эксперт отметил, что нет регламента, который запрещает устанавливать старые колеса, выпущенные, например, десять или двадцать лет назад. А мы вспомнили «запорожец», в котором установлены колеса, произведенные в 1975 году!

— Если шины старые, то это вовсе не означает, что на них нельзя ездить и надо их выбросить. Все зависит от их состояния, на него влияют разные факторы, да самое элементарное — условия хранения: как стояли, попадали ли на них солнечные лучи…

Утверждать, что причиной ДТП являются исключительно изношенные колеса, эксперт не берется. Скорее, к авариям приводит совокупность факторов: те же стертые шины, разные неисправности, опыт и поведение водителя при возникновении экстренной ситуации. Нет единого алгоритма, предсказывающего, куда занесет машину, если у нее что-то не так с колесами, — все это очень индивидуально.

— Но при этом реакция водителя очень важна. Помню, рассматривалось дело о ДТП, которое произошло в первые осенние холода. На закруглении дороги за ее пределы вылетело авто, на котором шины были изношены почти до индикатора. Машиной управляла девушка, которая только получила права, опыт вождения летом и очень минимальный. Получилось так, что одно колесо попало на гололед, машину занесло, а водитель не смогла справиться с управлением, что и привело в такому результату. Хотя опытный водитель смог бы выйти из ситуации.

«Можно испортить колесо, даже если проедешь пару километров на спущенной шине»

Эксперт говорит, что нередки случаи, когда сами водители неправильно эксплуатируют шины, от этого они портятся, что влияет на общую безопасность автомобиля.

— Просто бич, когда автомобилисты перегружают авто, особенно это касается грузовиков. В этом случае деформируется каркас колеса, идет повышенный износ протектора. Бывает, что водители не выдерживают скоростные характеристики — ведь каждое колесо рассчитано на движение не больше какой-то определенной скорости. Люди не следят за развалом-схождением, за давлением в шинах. Можно испортить колесо, даже если пару километров проедешь на спущенной шине — просто переломается ее каркас и все — колесо под замену. Иногда шина изнашивается неравномерно, как шахматная доска: одна клетка протектора истерта, рядом целая. Такой дефект может появиться из-за неисправностей ходовой части.

Но встречаются факты, когда в порче колес виноваты низкоквалифицированные сотрудники шиномонтажей — они повреждают корд шины при снятии на станке: монтажной лапкой прорывают его по ободу. Чтобы доказать, что колесо повредили при шиномонтаже, всегда надо иметь документы, подтверждающие оказание услуги — заказ-наряд или акт выполненных работ.

— Экспертиз по шинам мы проводим очень много. Какие-то идут в рамках расследования уголовных и административных дел. Но есть заявки и от частных лиц. Разбираемся, почему колесо пришло в негодность: может, сам автовладелец что-то не так сделал, а может, сотрудник сервиса виноват, не исключен и производственный брак.

Как следить за колесами?

Модная для многих фишка — установка на авто широких колес, больших литых дисков для того, чтобы машина выглядела красивее. Иногда колеса разваливают — многим это кажется стильным. Эксперт советует этого не делать — такой тюнинг может плохо закончиться.

— Все же надо, чтобы резина соответствовала размеру, установленному заводом-изготовителем. Широкая резина не дает повернуть колесо на полный угол из-за того, что упирается в колесную арку.

Надо соблюдать прописные истины: ездить зимой на зимних шинах, устанавливать на ось шины с одинаковым рисунком протектора — это требование ПДД связано с коэффициентом сцепления, поскольку разные шины могут привести к заносу.

— Следите за состоянием шин. Померять высоту протектора можно обычной школьной линейкой — если она ниже 2 мм, ну куда такую резину использовать? Смотрите, чтобы на колесах не было трещин, повреждений (лучше они видны, когда колеса чуть спущены). Бывает, что водитель что-то зацепил и нитка корда торчит — выкинуть такое колесо.

Неприятность в виде лопнувшего колеса или прокола часто случается в пути. Что с шинами что-то не так, водитель может почувствовать во время движения, и это нельзя игнорировать: крен кузова, автомобиль потянет в сторону прокола, будет слышен звук шлепающей резины.

— Из-за повреждения колеса машина может податься на встречку, есть вероятность потерять управление и даже опрокинуться. Звучит банально, но скажу — не паниковать.

В таких случаях, говорит эксперт, нельзя тормозить резко, потому что из-за разного коэффициента сцепления колес авто может уйти в занос. Тормозить надо плавно, лучше, если водитель сделает это за счет коробки — переключаясь на пониженную передачу. Включить аварийку и потихоньку останавливаться прямо в полосе, не перестраиваясь.

— Тормоза, рулевое управление и ходовая часть — главное в авто, и на этих вещах экономить не стоит. Ведь если у нас не будет крутой магнитолы или кожи, то на безопасность это никак не повлияет, в отличие от этих трех позиций.


Источник информации: https://auto.tut.by/news/exclusive/634439.html