Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Как эксперты устанавливают авторов автографов 13 сентября 2019

Директор одного из предприятий Гродненщины подписал договор с иностранной компанией на поставку продукции, а затем уверял, что эта не его подпись. Однако почерковеды вывели его на чистую воду.

Их не проведешь

Руководитель убеждал, что подпись под договором принадлежит его коллеге. Сам он якобы в это время лечился в больнице и подписывать документы не мог. Однако по результатам проведения почерковедческой экспертизы было установлено, что подписи выполнены самим директором, описывает недавний случай старший эксперт Гродненского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Александр Чопчиц. Какой умысел был у руководителя, разбирается следствие.

А вот еще случай. На экспертизу был представлен журнал регистрации инструктажа по охране труда с подписями от имени женщины, которые также вызывали сомнения в подлинности. Эксперты ознакомились с образцами подписей непосредственно самой женщины и работницы той же организации, занимавшей руководящую должность. Именно она, как предполагалось, могла расписаться за подчиненную. Так и оказалось.

Исследование почерка – одно из самых сложных направлений криминалистической экспертизы. Эксперту приходится скрупулезно изучать каждую деталь, ведь размеры подписей слишком малы для того, чтобы судить о манере начертания букв, штрихов, характерной для того или иного человека. Можно долго тренироваться, чтобы подделать автограф другого лица, но обмануть эксперта практически невозможно.

– Процесс становления почерка начинается еще в детстве. Дети только учатся писать, казалось бы, пользуются одинаковыми прописями, выводя каждую букву по правилам, но каждый воспринимает и впоследствии воспроизводит полученную информацию по-своему, – говорит собеседник. – Формирование почерка зависит еще и от других факторов: типа нервной системы, психофизиологического состояния. В моей практике бывали случаи, когда люди намеренно меняли свой почерк, естественно, старались, чтобы эксперты не заподозрили их. Но не учли того, что в каждой подписи присутствуют признаки, которые присущи конкретному человеку, – его индивидуальные неповторимые отклонения от прописи.

Простому человеку они незаметны, но специалист при детальном исследовании видит их. Даже одна маленькая «закорючка» может выдать автора подписи. 

Чаще всего в своей практике экспертам межрайонного отдела приходится сталкиваться с поддельными рецептами, попадают на экспертизу и больничные. Граждане меняют дату, вносят другие изменения. Среди исследуемых документов – сертификаты о прохождении техосмотра, различного рода справки, доверенности, предсмертные записки, договоры, платежные ведомости.

Александр Чопчиц приводит пример. Мужчина и женщина – учредители общества с ограниченной ответственностью г. Гродно – обратились в милицию, уверяя, что под принятыми решениями стоят не их подписи. Никакие документы они лично не подписывали. Результаты экспертизы показали: подписи действительно кто-то подделал.

Усложните подпись

Случается, что специалистам приходится исследовать те или иные документы, когда человека уже нет в живых. Как взять образцы почерка? Тогда почерковеды просят предоставить что-то подписанное или написанное умершим при его жизни. Желательно, датированное примерно тем же временем, что и исследуемый документ. Вот один из последних случаев. Надо было подтвердить, что мужчина не подписывал платежные ведомости о получении денежных средств либо наоборот причастен к этому. К моменту проведения проверки он уже умер. На экспертизу были предоставлены соответствующие документы и сравнительные образцы почерков и подписей пяти лиц, которые, по мнению инициатора назначения экспертизы, могли выполнить эти записи и подписи. Выяснилось, что они выполнены действительно не умершим. Но те не совпадали и ни с одним из предоставленных образцов других проверяемых лиц. В поле зрения экспертов случайно попали несколько записей вдовы мужчины. Ее почерк очень был схож с тем, что и в исследуемых документах. В ходе исследования так и оказалось: записи и подписи в платежных документах сделаны вдовой умершего.

– Любая попытка подделать чужой почерк потерпит неудачу, – уверен Александр Валерьевич. – Точно скопировать все нюансы не получится.

Несмотря на это, подпись лучше сделать не слишком простой, чтобы защититься от мошенников. Чем длиннее подпись, тем больше в ней индивидуальных знаков. Лучше, когда в ней присутствуют буквы. Если вдруг возникнет спор, то при экспертизе проще будет доказать, принадлежит подпись владельцу или нет. И расписываться лучше быстро. Тот, кто хочет подделать подпись, не сможет точно также ее воспроизвести в темпе и вынужден будет останавливаться. И тогда под микроскопом опытный специалист сразу распознает определенные штрихи.


Елена Мисюкевич

Фото автора