Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Эксперты рассказали про исследования наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров 11 апреля 2019

Без экспертизы, как известно, невозможно создать прочную доказательную базу, чтобы за нарушением закона последовало наказание. Однако работу экспертов-криминалистов можно охарактеризовать словами из песни – на первый взгляд она как будто не видна. Тем не менее, как бы ни был закручен преступный сюжет, последнее слово остается за ними. Именно эксперты-криминалисты добывают и исследуют вещественные доказательства и улики с места преступления. Особо это касается дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Причем расследование таких дел требует все новых и новых подходов. Тогда на помощь экспертам приходит современная техника.

Корреспондент побывал в химической лаборатории сектора специальных и технических экспертиз Лидского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь и познакомился с процессом исследования наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. Этим в лидском отделе занимаются специалисты-химики: начальник сектора специальных и технических экспертиз майор юстиции Евгений Клементович и государственный судебный эксперт-химик Виталий Бернацкий.

Помощь в работе лидским специалистам сегодня оказывает умная техника – хромато-масс-спектрометр. Заложенный в его основу компьютеризированный метод исследования получил широкое применение в судебной химии как наиболее высокоспецифичный и чувствительный. С помощью данного прибора эксперты определяют наличие новейших синтетических наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров в различных видах материалов: порошках, жидкостях, веществах растительного происхождения, а также на поверхностях различных носителей. И делается это при достаточно низкой концентрации вещества, даже если его количество настолько мало, что его нельзя увидеть невооруженным глазом (только представьте: вес вещества может быть 1 мкг, или 10–6 грамма). То есть данный прибор способен выявлять наличие наркотиков или психотропов на тех объектах, с которыми имелся совсем краткосрочный контакт, например, на упаковках, ткани карманов, приборах для измельчения, приспособлениях для курения и прочих «гаджетах» преступного мира.

К слову, до появления хромато-масс-спектрометра определить некоторые новые и редко встречающиеся наркотические и психотропные вещества было практически невозможно. В частности, это касается спайсов и так называемых дизайнерских наркотиков. В настоящее же время материально-техническая база и методы исследования в химической лаборатории сектора специальных и технических экспертиз Лидского МРО находятся на уровне мировых и позволяют выявлять и идентифицировать все наркотические средства, подлежащие обязательному контролю на территории Республики Беларусь. При помощи данного спектрометра в Лиде с начала 2017 года было исследовано более 1500 объектов. Сегодня Лидский межрайонный отдел обслуживает практически всю Гродненщину. (Всего в области имеется два таких прибора: один – в Гродно, в управлении специальных и технических экспертиз, второй – у нас.) Из-за большой загруженности часть материалов для исследований приходит даже из областного центра.

– Как происходит исследование? – интересуюсь. – Вот поступило какое-то вещество, и нужно определить, содержатся ли в нем наркотики, психотропы…

– Сначала проводится определенная пробоподготовка, – рассказывает Евгений Клементович. – Если это сухое вещество – оно растворяется, если какой-то носитель – делаются с него смывы, если что-то растительное – производится экстракция. После этого раствор «закалывается» непосредственно в хромато-масс-спектрометр, где жидкость обрабатывается определенным способом: происходит процесс ионизации – расщепление молекулы на ионы. Аппарат исследует каждый ион и выдает результат в виде хроматограммы.

Далее эксперты производят ее расшифровку и определяют, находится ли обнаруженное в исследуемом материале вещество в «Республиканском перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь». Если да, то делается соответствующее заключение.

– И часто заключения эксперта бывают положительными?

– Практически всегда. Ведь если правоохранители уже кого-то задержали, значит, ими проведена определенная работа, и чаще всего подозрения подтверждаются.

– А какие наркотики попадаются чаще?

– Сегодня в республике отмечается наличие так называемых дизайнерских наркотиков, – констатируют эксперты. – Если раньше преобладали наркотики растительного происхождения (марихуана, мак), то сейчас это спайсы и прочие полученные химическим способом вещества.

На мою просьбу вспомнить неординарные случаи из практики Евгений Клементович приводит недавний пример. На границе с Литвой, на таможенном посту Каменный Лог, задержали машину под управлением гражданина Российской Федерации. В нише автомобиля было обнаружено спрессованное вещество. Возникло подозрение, что это какое-то наркотическое средство. Определенную его часть оперативно доставили в химлабораторию Лидского МРО, где была проведена срочная экспертиза и установлено, что спрессованное вещество, которое перевозил гражданин соседнего государства, является гашишем. В общей сложности из скрытых ниш автомобиля было извлечено 63 килограмма гашиша. Это одно из крупных задержаний в текущем году. К слову, один килограмм гашиша на «черном» рынке в Европе стоит порядка 700 евро. У нас его стоимость в разы увеличивается. Задержанный вез наркотик в Россию, но на границе Литвы и Беларуси запрещенный груз был обнаружен и, к счастью, не дошел до потребителя.

Чаще же исследуются вещества, которые изымаются у наркоманов. Например, марихуана. Кстати, эксперты говорят, что ее качество зависит от района, где выращена конопля, от того, в какой климатической зоне она выращена и в каких условиях. В составе дикорастущей конопли, к примеру, хоть она и относится к роду каннабисов, может вообще не содержаться тетрагидроканнабинола – основного наркотического компонента марихуаны. Бывали случаи, когда участковые инспекторы обнаруживали у кого-то на участке коноплю или находили места, где еще в советские времена ее выращивали для производства пеньки. И только при проведении экспертизы выяснилось, что данные растения относятся к роду каннабисов, но марихуаной не являются.

Нередко задерживают и так называемых любителей-растениеводов, кто пробует вырастить коноплю в квартире или теплице для получения наркотика. Выявляют и масштабные посадки, как, например, не так давно в Ивьевском районе, где в лесу была обнаружена буквально плантация конопли: завезен плодородный грунт, оборудован капельный полив. Кстати, при создании хороших условий у некоторых «ботаников» получается вырастить коноплю не хуже, чем в Голландии, где марихуана легализована, так же, как и ее выращивание. Однако бизнес таких горе-ботаников чаще всего заканчивается внушительными сроками лишения свободы.

…А теперь заглянем непосредственно в лабораторию и понаблюдаем за работой хромато-масс-спектрометра. Внутри него находится колонка толщиной с иголку. Если ее развернуть, то ее длина составит 30 (!) метров. Исследуемое вещество калибруется и прогоняется через эту колонку, а на экране установленного рядом компьютера появляется спектрограмма. Пики на ней – вещества, которые обнаружил прибор.

– В данном случае мы видим, что в исследуемом веществе содержится каннабидиол, – поясняет Евгений Клементович. – Это один из компонентов конопли. Но каннабидиол является неподконтрольным, то есть не входит в перечень запрещенных. Смотрим следующий пик. Программа выдает, что это тетрагидроканнабинол. А он уже подконтрольный.

Изучаются остальные пики, и в результате делается заключение, что исследуемое вещество не что иное, как гашиш. Кстати, это остаточные вещества из партии, задержанной на белорусско-литовской границе. Буквально сотые грамма. Что еще раз свидетельствует о высокой чувствительности данного метода.

– В нашей практике не часто, но бывали случаи, когда положительные результаты давали даже исследования смывов с рук. Достаточно даже незначительного контакта с запрещенным веществом, чтобы оно обнаружилось у вас на руках, – продолжает тему разговора Виталий Бернацкий и вспоминает один из случаев, имевший место в Лиде в середине прошлого года. – В частном доме задержали 20-летнего местного жителя, который, по свидетельству очевидцев, у себя во дворе вырастил коноплю. Причем растение достигло таких размеров, что стало видно из-за забора окружающим. Кроме этого двухметрового «дерева», на чердаке дома правоохранители обнаружили и его высушенные фрагменты. Несмотря на то что молодой человек сознался и даже рассказал, каким образом приобрел семена, требовалось проведение экспертизы. Для исследования нам прислали выращенную им коноплю и ее высушенные фрагменты, а также смывы с рук молодого человека. В них и были обнаружены запрещенные вещества, идентифицированные в данном растении.

Исследования и заключения, сделанные экспертами-химиками, служат впоследствии доказательной базой в суде. Либо позволяют доказать, что вы не имеете к наркотикам никакого отношения. Как, например, в случае с гражданами России, пересекавшими границу с Евросоюзом и везшими чай, на упаковке которого была нарисована конопля и имелась надпись, что она является одним из ингредиентов. Чай изъяли, доставили в Лиду на исследование. Экспертиза установила, что да, действительно, чай содержит каннабиноиды. Но неподконтрольные, то есть не запрещенные законом. Задержанных россиян к вечеру отпустили. Однако во избежание подобных неприятностей необходимо внимательно относиться к перемещаемым через границу товарам. Это касается и некоторых лекарств. Например, ввозимого из Польши и Литвы жаропонижающего препарата «Терафлю». В нем содержатся запрещенные нашим законодательством вещества. В белорусском же варианте данного лекарственного средства они отсутствуют.


Источник информации: http://lidanews.by/news/life/16494news.html