Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Жизни в большом городе предпочла работу мечты 22 апреля 2020

Дарья Мурина переехала из Гродно в Зельву, чтобы реализовать себя в профессии эксперта-криминалиста. Узнали у специалиста, как ей удается воссоздавать из крупиц картины преступлений.

Даша – государственный судебный эксперт-стажер экспертно-криминалистического сектора по Зельвенскому району Волковысского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз. Коренная гродненка живет в нашем поселке с июля 2019-го.

– Уже в школе точно знала, что буду трудиться в правоохранительных органах, – рассказывает Дарья. – Но так вышло, что образование получила юридическое. На 3-м курсе в расписании появилась «Криминалистика». Преподаватель на лекциях так красочно рассказывал о деятельности экспертов, что я заслушивалась его историями. В то время поняла – это то дело, которым хочу заниматься всегда.

На преддипломную практику студентка попала в Гродненский межрайонный отдел Государственного комитета судебных экспертиз. Будни криминалиста, наполненные участием в раскрытии различных преступлений, среди которых кражи и даже убийства, увлекли девушку. Когда ей предложили должность эксперта-стажера в Зельвенском районе, она, не раздумывая, согласилась.

– Использовала шанс начать строить карьеру. Пришлось пожертвовать привычной жизнью в большом городе и перебраться в горпоселок. Но оно того стоило, – продолжает собеседница. – Попала в дружный коллектив. Мы как большая семья. И Зельва – довольно уютный и спокойный городок. Поэтому нисколько не жалею, что приняла такое решение.

Уголовные дела в районе расследуются благодаря оперативной и слаженной работе целой следственно-оперативной группы, в которую обязательно входит эксперт. Его основные задачи – обнаружение, изъятие, фиксация вещественных доказательств.

Дарья Мурина уже имеет право на самостоятельное участие в осмотрах мест происшествий и получает допуск к проведению дактилоскопической (изучение следов рук) и трасологической (исследование различных следов: обуви, транспорта и др.) экспертиз. 

– На Зельвенщине в целом криминогенная обстановка спокойная. Наиболее распространены кражи. Однако приходится выезжать и на места происшествий, где есть погибшие люди. Сложно ли для девушки видеть мертвого человека? Морально тяжело, но нужно понимать, что это работа, и отключать эмоции. Наш труд специфический, но даже к таким, на первый взгляд, ужасающим случаям постепенно привыкаешь.

Главная вещь у эксперта – экспертный чемодан. В нем находится порядка 100 различных предметов: от упаковочного материала (пакетов, конвертов, коробочек) до самых разных инструментов (молотка, пилок, ножовок). Для фиксации следов есть гипс и пасты, для снятия отпечатков – дактилоскопические порошки разных цветов, для запечатления всех улик – фотоаппарат.

Рабочий график у Даши гибкий. Это значит, что она всегда (помимо двух законных выходных) должна быть начеку и находиться в пределах района. Ведь для участия в следственных действиях ее могут вызвать даже глубокой ночью.


Диана БЕБЕХ,
Зельвенская районная газета «Праца»