Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Мясорубка, кухонная мебель – на исследование экспертам представляют самые неожиданные объекты 28 июля 2020

Понюхал, лизнул – так определяют наркотики герои фильмов. На самом деле их распознавание – сложная и иногда длительная процедура. Несмотря на все предпринимаемые меры и многочисленные случаи изъятия партий наркотиков, дельцы от прибыльного криминального бизнеса постоянно изыскивают лазейки для доставки на территорию нашей страны опасного зелья. Корреспондент «Р» убедилась, что объем работы у сотрудников химической лаборатории управления Государственного комитета судебных экспертиз по Минской области, где исследуются наркотические и психотропные средства, внушительный.

Эксперименты с порошками

В химическую лабораторию управления Государственного комитета судебных экспертиз по Минской области привозят изъятые наркотики со всего региона, за исключением Слуцка – там имеется свой прибор для исследования.

Мы используем два метода распознавания наркотических веществ, — проводит краткий теоретический курс Василий Берестень, старший эксперт управления специальных экспертиз. – С помощью тонкослойной хроматографии обычно исследуются наркотики растительного происхождения: мак, конопля. Вначале осматриваем внешний вид растения, выявляя его морфологические признаки в том числе и под микроскопом. Затем на тонкослойную пластинку наносится стандартный образец тетрагидроканнабинола – действующего вещества конопли, из-за которого растение и является подконтрольным, – и экстракт исследуемого объекта. Если вещество совпадает с контрольным образцом – значит, на исследование представлено производное конопли. А вот синтетические наркотики необходимо исследовать на хроматомасспектрометре. Например, поступил к нам белый порошок – как определить, что это? Наркотик? Стиральный порошок? Мука? Сода? Удобрение? Аппарат анализирует пробу, и по полученной хроматограмме специалист определяет, какие вещества в ней содержатся.

История сказывается быстро, но на самом деле процесс подготовки пробы может занять от 10 минут до нескольких часов, в зависимости от поставленных перед экспертом вопросов. Происходит это так: небольшое количество исследуемого вещества растворяется в метаноле, хлороформе либо их комбинации в различных пропорциях. Для регулирования уровня pH используются щелочи и кислоты. При этом в образце, который последует в аппарат, недопустимы взвеси либо осадки.

Не всегда быстро получаются и пробы со сложных объектов.

Однажды перед экспертами был поставлен вопрос: есть ли следы наркотического средства на мясорубке, то есть перекручивали ли на ней марихуану? Кухонную принадлежность владельцы вымыли, вот и пришлось ее тщательно осматривать, разбирать, ухитряться взять смывы с труднодоступных участков. Приходилось исследовать и смывы с рук, ногтей, – вспоминает Василий Берестень. – На экспертизу нередко привозят и оборудование, при помощи которого выращивают коноплю, например, кухонный шкафчик со специальными лампами, весы. Определяем наличие на них микроколичеств вещества, чтобы выяснить, был ли контакт этих предметов с наркотиками.

Загадки в пробирках

Между тем работать эксперты должны быстро, особенно если нужно определить, имеются ли у задержанного запрещенные вещества. Специалисты выясняют, что содержится в предоставленных им образцах, и дают соответствующее заключение, на основании которого следствие примет решение. Подозрительного вида порошки не всегда оказываются наркотиками. Бывает и так, что из 15-20 образцов запрещенные вещества содержат только два-три.

Так происходит потому, что при задержании наркоторговца обычно изымают все подозрительное, – объясняет старший эксперт. – Например, в доме «агронома», культивирующего коноплю, нашли непонятный порошок и тут же предположили, что хозяин занимается еще и «синтетикой». На деле же порошок оказался удобрением. Но на месте это не определить.

Старший эксперт вспоминает курьезный случай с задержанием торговца амфетамином. Мужчина нашел какую-то методику изготовления этого синтетического наркотика и занялся «производством» у себя в гараже. Нарабатывая клиентуру, оповестил об этом множество знакомых, и информация, конечно же, дошла до наркоборцов. Последние обнаружили в гараже и баночки с белым порошком, и шприцы, и пробирки. Все изъяли, привезли на экспертизу: наркотика в образцах не нашлось. То ли изначально рецепт был ошибочен, то ли сам изготовитель напутал…

Говоря о нынешних особенностях наркооборота Минской области, эксперты отмечают, что в последнее время «ассортимент» сузился. Остались вещества, получаемые из мака и конопли, да «синтетика» из недорогих: эфедрин, мефедрон, альфа-PVP. Кокаин, героин, амфетамин встречаются значительно реже: стоят дорого, доставлять их в страну стало сложнее. Практически ушли из оборота злополучные спайсы, экзотикой стали «марки» – кусочки картона, пропитанные наркотиком. Меньше в незаконном обороте стало и контролируемых лекарств, все реже на столы экспертов попадают галлюциногенные грибы. Тем не менее, учитывая географическое положение Беларуси и открытость ее границ, бдительность терять нельзя.


Источник информации: https://www.sb.by/articles/drug-nedrug.html