Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Я и моё хобби. Как в руках оживает история 11 декабря 2019

Начальник управления лабораторных исследований вещественных доказательств биологического характера УГКСЭ по Гродненской области Сергей Драгун – не только высококлассный специалист в своей отрасли, но и человек увлеченный. Его хобби самое что ни на есть мужское, и называется оно “стендовый моделизм”. В руках Сергея Константиновича наборы пластиковых деталей превращаются в мини-копии советских и немецких танков, самоходных установок, орудий и другой бронетехники. Пообщавшись, убедилась: чтобы добиться максимальной реалистичности, недостаточно обладать лишь навыками конструктора. Нужно быть живописцем, историком и даже в какой-то степени микрохирургом, ведь моделисту приходится иметь дело с очень мелкими деталями.

Те, кто занимается стендовым моделизмом, создают копии реальных предметов в выбранном масштабе. Это может быть всё, что угодно: автомобили, танки, корабли, вертолеты, архитектурные сооружения и т.д. При этом модель должна точно повторять вид прототипа.

Сергей Константинович изготавливает модели в масштабе 1:35. За свою жизнь конструировал разное: самолеты, корабли, ракеты и даже комбайн «Колос». Сегодня же он демонстрирует несколько копий бронетехники, бережно транспортированной в рабочий кабинет.

– Все изделия в конечном итоге могут стать частью исторической диорамы. – Это площадка, на которой собрана некая сценка из масштабных фигур людей, техники, предметов быта и т.д. Например, эпизод сражения времен Великой Отечественной войны. Я пробовал создать такую диораму, но потом решил отказаться от затеи: фигурки людей у меня выходят плохо, – улыбаясь рассказывает собеседник.

Но думается, в этом лишь доля правды. Ведь стендовый моделизм – это не просто детская забава, а увлечение, которое требует большого объема сил, средств и времени. А его, при стремительном темпе современной жизни, не всегда хватает. На изготовление одной модели уходит в среднем два месяца. К тому же нельзя обойтись лишь фантазией. Необходимо изучать фотографии реальной техники, профильную литературу. Моделисту важно знать, как выглядело то или иное орудие, где и в каких боях участвовало.

– До эры цифровой фотографии модели выставлялись на обозрение зрителей, – повествует С.Драгун. – Любой желающий приходил в какой-нибудь выставочный зал и смотрел на маленькие копии. При этом человеческий глаз не всегда мог заметить ту или иную погрешность. Сейчас же технологии позволяют сделать изображение даже самых мелких деталей. Такие снимки выкладываются на специализированные ресурсы, объединяющие моделистов со всего мира. “Посмотрите, какая у меня чудесная грязь на колесе, как хорошо получились потеки ржавчины”, – то и дело пишут в интернете. Неудивительно, ведь для моделиста важно изготовить реалистичное изделие. А благодаря замечаниям и похвале от единомышленников можно совершенствовать свое творчество.

Со слов С.Драгуна, если раньше стендовый моделизм был развлечением для детей, стоящим копейки, то сегодня он перерос в недешевое хобби для взрослых. Прежде всего в интернет-магазине покупается набор пластиковых деталей, при этом в него не входят ни клей, ни краски. В инструкции содержится пошаговое описание, как производить склеивание, каким образом детали должны располагаться относительно друг друга. В хорошем наборе – 600-700 элементов: эта цифра указывается на упаковке.

Фактически моделисту нужно пройти этапы сборки, схожие с заводскими. Детали, которые в наборе отсутствуют, можно докупить отдельно: это называется “aftermarket”. К примеру, популярностью пользуются фары, отражатели, лампочки, стёкла, изготовленные одним из белорусских производителей. А если в комплекте попадется некачественный пластиковый ствол пушки, его можно заменить на металлический. Иными словами, дополнительно покупаются детали, которые очень трудно сделать из пластика.

Сергей Константинович показывает, как выглядит пластина с такими элементами: она латунная, толщиной около 0,1 мм. На ней – контуры мельчайших цепочек, гаек, лопаты, бортового ящика для инструментов и т.д., полученные методом фототравления. Их нужно вырезать очень острым ножом. «Металлические детали выглядят правдоподобно, а не как некие лепёшечки, – улыбается собеседник. – У них есть грани, отсутствуют вмятины, провалы».

Практически всё моделист делает руками, иногда использует пинцет, а также налобную лупу с подсветкой. Применяются ножи, кусачки, а для покраски – специальный компрессор. Дома под любимое хобби у Сергея Константиновича оборудовано рабочее место.

– После того как модель собрана и склеена, наносится грунтовка. Она применяется, чтобы вся поверхность приобрела единую фактуру. Затем можно начинать красить. Я использую акриловые водорастворимые краски: они не имеют неприятного запаха, не токсичны. При покупке важно обратить внимание на такой параметр, как укрывистость: краска должна проявить свои декоративные свойства в минимально возможной толщине. К тому же она обязана быть устойчивой к механическому воздействию, не терять цвет со временем, хорошо держаться за поверхность. Чтобы придать модели объём и неоднородность, нужно выполнить затемнения в определенных местах: по стыкам и сгибам, на колесах, во внутренних углах, на решетках, пулеметных гнездах и т.д. Ведь если предмет, изготовленный в масштабе 1:35, просто покрасить одним цветом, то детали сольются с фоном и будут трудноразличимы. После модель закрашивается базовым цветом, выполняется тонировка, делается камуфляж, приклеиваются детали: надписи, эмблемы, номера, создается неоднородность окраски, наносятся сколы, потертости, создаются эффекты брызг, пыли, грязи.

Со слов С.Драгуна, для того чтобы покрасить изделие в соответствии с прототипом, нужно хорошо знать историю и то, как выглядит тот или иной образец техники в реальности. Поэтому среди моделистов популярны сайты, на которых размещаются фотографии типа “walk”, что переводится как “прогулка вокруг объекта”. Например, снимки орудия, стоящего в каком-то музее. Объект фотографируют как снаружи, так и изнутри, фиксируя мелкие детали, конструкцию панелей приборов, цвета букв, цифр и т.д.

Сегодня в коллекции Сергея Драгуна порядка 30 моделей, которые хранятся на специальных полочках под стеклом. Конечно, за всю жизнь их было гораздо больше, но что-то подарил, некоторые экземпляры со временем пришли в негодность. А когда-то всё начиналось с “бумажного творчества”:

– Первые модели делал из бумаги, когда еще учился в школе. В библиотеке частенько брал журнал «Юный техник». Как правило на его последней странице размещался анонс приложения, в котором имелась какая-то модель из бумаги. Это приложение я долгое время не встречал в продаже, но однажды по дороге из магазина увидел его в газетном киоске. Моей радости не было предела! В том номере размещалась модель английского галеона “Золотая лань”, на котором совершил кругосветное путешествие сам Френсис Дрейк. Корабль я успешно собрал и с тех пор стал целенаправленно искать информацию по моделизму. Изготавливал масштабные копии из подручных материалов: картона, пластика, фанеры. Потом узнал, что, оказывается, на “Юного техника” и приложение к нему можно подписаться! Каждый месяц через мои руки проходила модель из журнала. Особенно я любил делать самолеты. Как сейчас помню: под потолком была натянута леска, на которой их висело штук двадцать. В старших классах и студенчестве моделизм забросил: нужно было учиться, на хобби не хватало времени. Но лет пятнадцать назад вновь вернулся к творчеству.

Очевидно, что стендовый моделизм – это кропотливая работа, требующая внимательности, усидчивости, терпения. Но то, с каким вдохновением Сергей Константинович рассказывает о любимом хобби, доказывает: увлечение он выбрал по душе. Моделизм позволяет ему развивать творческие способности, приобщаться к истории, расширять кругозор, общаться с единомышленниками. Он рад воссоздавать историю собственными руками!


Ольга Махнач
Фото автора и из личного архива С.Драгуна