Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Экспертиза покажет. Компетентно о важном 12 февраля 2020

Неудачное падение в общественном транспорте, укус собаки, некачественно проведенная процедура по увеличению губ и другие неприятные ситуации, в которые попадают те или иные люди, не всегда заканчиваются мирным урегулированием конфликта. Для восстановления справедливости пострадавшая сторона нередко обращается в милицию, после чего может быть назначена судебная медицинская экспертиза. Кроме того, физическое лицо вправе обратиться в территориальное подразделение Государственного комитета судебных экспертиз, минуя органы внутренних дел. После проведения платного исследования ему на руки будет выдано заключение.

Ссадины, кровоподтеки, раны, ушибы мягких тканей, растяжения связочного аппарата, переломы, – чего только ни приходится видеть специалистам управления СМЭ УГКСЭ по Гродненской области, когда к ним обращаются за проведением судебной медицинской экспертизы физического лица. Она назначается по постановлениям правоохранительных органов и призвана определить характер, степень тяжести телесных повреждений. Между тем ситуации, в которых человеку может быть нанесена та или иная травма, разнообразны. Бытовые конфликты, несоблюдение техники безопасности на производстве, ДТП – лишь малая их часть.

– Если пострадавший обращается в милицию, в рамках рассмотрения материалов проверки выносится постановление на проведение экспертизы, – рассказывает начальник управления судебно-медицинских экспертиз УГКСЭ по Гродненской области Лариса Бобёр. – С постановлением гражданин в ближайшие несколько суток после события, вызвавшего травмы и телесные повреждения, приходит по адресу: г. Гродно, проспект Космонавтов, 74б.

Со слов собеседницы, необходимо обязательно предъявить документ, удостоверяющий личность. Это нужно для того, чтобы исключить ситуацию, когда одно лицо выдает себя за другое. Эксперт осматривает человека, фиксирует все имеющиеся у него телесные повреждения, при необходимости, с письменного согласия подэкспертного, производит фотографирование.

Разумеется, часть пациентов к экспертам прийти не способны, поскольку находятся в больнице. Тогда специалист УГКСЭ выбывает в медицинское учреждение, осматривает человека в палате или в реанимации. Кроме того, экспертиза может быть проведена без участия гражданина: по медицинским документам. Проведя исследование, эксперт выносит заключение, в котором отвечает на вопросы, касающиеся характера повреждений, механизма их образования, давности, обстоятельств получения и т.д. Оно входит в доказательную базу и принимается во внимание судом.

Также бывают случаи, не связанные с угрозой жизни, в которых физическое лицо может самостоятельно обратиться в территориальное подразделение ГКСЭ за проведением платной медицинской экспертизы на договорной основе. Тогда в её названии слово «судебная» будет отсутствовать. С собой нужно взять документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца), заключить договор, оплатить производство экспертного исследования, а спустя некоторое время получить заключение. При небольшом объеме телесных повреждений экспертиза оформляется и выдается заявителю в тот же день.

– Это хороший вариант подстраховки, – говорит Лариса Бобёр. – К примеру, одна женщина в течение пяти лет три раза была у нас на платной экспертизе: её избивал муж. И вот она подает заявление на развод, но супруг не дает своего согласия, при этом заключение эксперта он нашел и порвал. Видимо, мужчина не подозревал, что вся информация хранится у нас в базе. Его жене, теперь уже бывшей, мы выдали копии, заверив их в установленном порядке.

В целом обратиться к эксперту желательно до тех пор, пока причиненные телесные повреждения определяются визуально. Если такой возможности нет, то необходимо посетить ближайшее учреждение здравоохранения, чтобы врач тщательно зафиксировал и описал все травмы, увечья и т.д. Впоследствии, когда следы исчезнут, будет возможным установить характер и степень тяжести телесных повреждений по информации, зафиксированной в медицинских документах.

Можно сказать, каждый рабочий день экспертов непредсказуем, нельзя его заранее распланировать, происходящие в течение суток происшествия вносят постоянные коррективы. Лариса Ивановна вспоминает, как однажды из приемного покоя больницы ушла пациентка с подозрением на проникающее ранение брюшной полости, а специалистам необходимо было срочно провести экспертизу для принятия процессуального решения по данному факту. На поиск женщины потратили немало сил оперативные сотрудники, и когда, наконец, её нашли, то обследование провели еще раз: рана оказалась непроникающей и была квалифицирована как легкое телесное повреждение.

– Случается, граждане возмущаются, когда мы пишем: “легкие телесные повреждения”. «Как “легкие”, если мне было так больно?» – спрашивают они. Но степень устанавливается по характеру повреждения и длительности расстройства здоровья, – делится собеседница. А порой обратившиеся к экспертам преувеличивают какой-либо симптом или болезненное состояние, или даже имитируют наличие «синяков» при помощи различных уловок. Но специалистов не проведешь. Пациенту предлагается промыть место «ушиба», посидеть в коридоре, погулять, или же прийти на следующий день для осмотра. Как правило назавтра человек уже не появляется. 

Приходят на экспертизу и застрахованные граждане. «Как правило страховым компаниям хватает медицинских справок, которые выдают поликлиники, травмпункты. Но иногда они ставят под сомнение подлинность предоставленных клиентом данных. Тогда человека направляют на платную экспертизу, и в случае подтверждения страхового случая, компания возмещает ему деньги, затраченные на проведение исследования», – поясняет Л.Бобёр.

Попадают на экспертизу и лица, употребляющие, изготавливающие или распространяющие наркотики: специалисты ищут на их теле свежие следы от инъекций. Порой очень быстро нужно осмотреть человека, находящегося в ИВС: дежурный эксперт выезжает на место и фиксирует все имеющиеся телесные повреждения. Делается это для того, чтобы задержанный впоследствии не заявил, что у него «выбили» показания.

Также эксперты проводят судебные медицинские экспертизы по поводу спорных половых состояний и в случаях половых преступлений: изнасилований, развратных действий и др. При этом огромное значение имеет обследование не только потерпевших, среди которых, к сожалению, встречаются и несовершеннолетние, но и подозреваемых в содеянном. При необходимости после осмотра у инициатора назначения экспертизы запрашиваются медицинские документы, результаты проведенных обследований, материалы проверки и т.д. для дачи полного, обоснованного, подтвержденного объективными данными экспертного заключения.

Обращались в СМЭ УГКСЭ и так называемые “жертвы красоты”. Широкую огласку получила история, когда в милицию одно за другим стали поступать заявления от девушек, которые воспользовались заманчивым предложением по увеличению губ. Спустя несколько дней после процедуры губы клиенток горе-косметолога стали ассиметричными, внутри образовались комки, шарики, речь девушек была невнятной. Эксперты зафиксировали все дефекты, а в центральном аппарате ГКСЭ была проведена экспертиза по качеству оказанной медицинской услуги. В результате суд квалифицировал действия владелицы салона по части 1.1 статьи 12.17 «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению». Также имел место случай, когда у женщины пошла сильнейшая аллергическая реакция на наращивание ресниц, в результате чего она получила химический ожог роговицы. Эксперты давали свое заключение по этому поводу.

В целом только в Гродно за прошедший год было проведено свыше 2300 медицинских экспертиз физических лиц. В среднем же по области их осуществляется порядка 5-6 тысяч. Это говорит о значимости и востребованности такого рода экспертиз, доверии к высококвалифицированным специалистам, имеющим большой практический опыт.


Ольга Махнач, «Милицейский вестник»
Фото автора