Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Знания — их сила. Интервью с начальником столичного управления Госкомитета судебных экспертиз 20 сентября 2019

Минские судебные эксперты каждый день сталкиваются с новыми, ранее неизвестными, задачами: то на экспертизу поступит сгоревший электросамокат последней модели, то преступники хитро переделают винтовку, и понадобится ее скрупулезное исследование, чтобы разобраться, что к чему. И для этого есть все необходимое: грамотные специалисты и современное оборудование.

Смартфон подскажет

Николай Талецкий признается: гордится тем, что минское управление Государственного комитета судебных экспертиз, которое он возглавляет, нередко становится своеобразным стартовым полигоном для технических и методических новинок, которые появляются на вооружении у комитета. Например, так случилось со смартфонами, которые позволяют отправлять информацию в считаные минуты. «Для оперативной передачи следов рук с мест происшествий специалисты нашего управления используют специальные смартфоны, корпус которых сделан из металла, а углы защищены прорезиненным пластиком. Им не страшны падения на асфальт с большой высоты и сильные перепады температур. От обычного смартфона они отличаются наличием специализированных функций и приложений, необходимых для работы специалиста. Посредством 3G-связи осуществляется передача изображений изъятых следов для проверки по криминалистическим учетам», — Николай Талецкий говорит, что теперь с момента выявления отпечатка пальца до озвучивания информации о том, кто мог оставить этот след, проходит максимум 20 минут. Но, как правило, информацию получают еще быстрее. После Минска технологию взяли на вооружение остальные управления. «В нашей стране, — рассуждает Талецкий, — в отличие от других, нет препятствий для использования этой технологии, ведь, по сути, мобильная связь охватывает территорию всей страны. Наша система сложилась как пазл и успешно функционирует». Как показала практика, использование такого канала передачи данных существенно сокращает время установления обстоятельств происшествий, что в конечном итоге ведет к экономии бюджетных средств, заверяют в управлении.

Всегда есть чему учиться

«Эксперт в своем развитии не может остановиться ни на минуту. Промедление может стоить нам очень дорого», — за этим высказыванием начальника управления — собственный пример. Николай Талецкий сейчас и сам проходит обучение в аспирантуре Научно-практического центра Государственного комитета. В свободное от работы время пишет кандидатскую диссертацию на тему, связанную со сложным вопросом, с которым сталкивается в работе каждый эксперт: «Моя тема связана с применением инновационных технологий в нашей работе, а также проявлением экспертной инициативы. Ведь, как известно, руководитель следственной группы — это следователь. От его действий и жизненной позиции напрямую зависит эффективность осмотра места происшествия. Наш специалист оказывает помощь в обнаружении, фиксации следов и применении технических средств. Однако в науке широко рассматривается вопрос экспертной инициативы. Когда специалист действует инициативно, он может подсказать некоторые важные детали и способствовать расследованию». Для иллюстрации Талецкий приводит пример из криминалистики. На месте происшествия найдена перепиленная дужка от замка. И только от специалиста, который решит поискать металлические опилки рядом, зависит ответ на вопрос — замок распилили прямо тут либо же преступник принес его с собой для инсценировки. Талецкий уверен: порой нехарактерные объекты, на которые укажет эксперт, могут сыграть главную роль при выдвижении следственных версий.

В практике минских экспертов не редки случаи, когда проявленная специалистом инициатива влияла на ход расследования и помогала следователю завершить дело. «На месте происшествия, как правило, находится много объектов. И только опыт, смекалка и инициатива специалиста позволяют обратить внимание на необходимые следы и объекты», — рассуждает Талецкий и вспоминает случай, когда осмотру подвергалась большая территория. Благодаря внимательности эксперта удалось найти предмет, а на нем — геном. Исследование показало, что он совпадает с геномом, найденным на месте другого преступления. В результате убийца оказался еще и вором.

Минским специалистам есть что показать и чему научить. Поэтому неудивительно, что управление активно сотрудничает с вузами. На экскурсию в здание по улице Фабрициуса приходят студенты юридического факультета БГУ, Академии управления, Академии МВД и других учреждений образования. «Это стало для нас доброй традицией. Многие из тех, кто приходит на экскурсию, позже устраиваются работать по распределению. Это также хороший стимул для наших сотрудников всегда быть в профессиональном тонусе. Ведь студенты задают много вопросов», — рассказывает Талецкий.

Когда наука помогает практике

На базе минского управления регулярно проводят апробацию новых методик. Из последних — способ криминалистического исследования следов обуви, а также исследования составных частей ручного стрелкового оружия.

О том, что нужно постоянно обучаться и следить за развитием современной науки, нам рассказывает и Александр Балобан, главный эксперт отдела специально-технических экспертиз. В своей лаборатории он первым делом обращает наше внимание на сгоревший электросамокат. Говорит, такого гаджета к нему на изучение еще не поступало, а вот гироскутер уже был. А также мобильные телефоны, которые воспламенились сами по себе, инкубаторы для яиц, системные блоки от компьютеров, вентиляторы и многое другое. Во всем этом эксперту необходимо разбираться, чтобы установить истинную причину возгорания. «В этом и уникальность нашего минского управления, — объясняет Талецкий, — новации к нам добираются быстрее. Ведь в сельской местности самое привычное происшествие с электричеством — пожар от «жучка», который поставили в пробку, или возгорание от печного отопления».

Талецкий уверен, что раскрыть можно любое преступление. Просто для этого нужно приложить много усилий. Он вспоминает, как эксперты стали причастны к раскрытию преступления, которое произошло в 2004 году. Тогда неизвестный под видом работника «Мингаза» проник в одну из квартир Фрунзенского района, где находилась несовершеннолетняя девочка. Преступник связал ее и похитил серебряную цепочку, которая стоила 200 долларов. Тогда во время осмотра места происшествия следователем была изъята одна из резиновых перчаток, которую вор, видимо, случайно оставил на месте преступления. Лишь спустя 7 лет в ходе экспертизы на перчатке обнаружили кровь. Еще через 4 года специалистами ГКСЭ было установлено: геном на перчатке совпадает с геномом гражданина Д., который подозревался по другому уголовному делу. Преступник понес заслуженное наказание.

Преступления, совершенные так давно, что о них мало кто помнит, кроме преступника и пострадавшего, не остаются в пыльных архивах. Они раскрываются благодаря технологиям и неустанной работе инициативных специалистов.

Читать полностью: https://www.sb.by/articles/znaniya-ikh-sila.html