Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
«Допросить» буквы. Корреспондент познакомился с работой экспертов-почерковедов 29 января 2020

В канун Международного дня почерка (ручного письма) корреспондент vitbichi.by познакомился с людьми, которые могут «допросить» буквы.

Мы пишем почти всегда на автомате и редко задумываемся о том, как наша рука выводит ту или иную букву, о чем говорит сильный наклон и нажим или «скачущие» строчки. А ведь почерк каждого индивидуален и может очень многое рассказать о своем владельце, если за дело возьмутся опытные эксперты-почерковеды. Главное оружие в их арсенале — микроскоп, лупа и, конечно же, острый глаз.

Аргумент в судебном споре

О секретах профессии и интересных делах, раскрытых с помощью исследования почерка, мы поговорили с государственным судебным экспертом управления криминалистических экспертиз и учетов Управления государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области Татьяной Ерофеевой, которая работает в этой сфере 39 лет.

— Татьяна Николаевна, в чем за­ключается работа эксперта-почерковеда?

— Главная задача почерковедческой экспертизы — установить по почерку его исполнителя, определить, написаны тексты одним человеком или разными. Современные методики позволяют судить о некоторых характеристиках владельца почерка и особых условиях написания текста. К примеру, сделана запись подростком или пожилым человеком, был писавший спокоен или испуган, писался текст в нормальной обстановке или в движущемся транспорте, пытался ли автор изменить свой привычный почерк и другое. Но следует понимать: чтобы по почерку определить эмоциональное состояние человека, нужно иметь текст достаточного объема и обязательно богатый сравнительный материал. Почерк — это не дактилоскопия, признаки папиллярного узора в которой неизменны. Он зависит от многих факторов.

— А если, скажем, правша специально напишет текст левой рукой, удастся ли ему ввести эксперта в заблуждение?

— Когда человек меняет привычную для письма руку, то в почерке изменяются наклон, нажим, направление движений, но индивидуальные признаки почерка при любых условиях не меняются, о чем не догадываются обыватели.

— Правда ли, что по почерку можно определить, есть ли у человека психическое заболевание?

— В почерке людей с психическими заболеваниями действительно есть характерные признаки. Появляются стилизованные усложнения, не свойственные обычному почерку человека. Название одного из заболеваний — «шизофрения» — дословно означает «расщепление ума». Это заболевание характеризуется распадом процессов мышления и эмоциональной реакции. То есть мир в голове шизофреника как бы расколот, и ему очень сложно «собрать» его воедино. Это проявляется и в почерке.

— В течение жизни меняется ли наш почерк?

— В школьные годы происходит развитие и закрепление навыков письма. К 22–25 годам наш почерк завершает формирование и приобретает свои основные черты. Все признаки, которые мы наработали за это время, у нас остаются до старости. После 60 лет начинают проявляться регрессивные изменения почерка, выражающиеся в стремлении к упрощению букв, замедлению скорости письма в связи с уменьшением подвижности костно-мышечной системы, ухудшением зрения. Степень изменения признаков почерка у всех разная и зависит от объема письменной практики, времени наступления и степени возрастных изменений организма. Недаром говорят, что почерк — автограф ума.

— С массовым вторжением высоких технологий большинство из нас практически перестали писать вручную. Насколько этот факт отражается на вашей профессии?

— Работы у нас по-прежнему много. Судите сами, за 2019 год в Витебской области было проведено 322 почерковедческие экспертизы. Это исследования текстов, подписей, записей, в том числе цифровых. Проводим почерковедческие экспертизы расписок, проверяем подлинность подписей в завещаниях, можем установить автора анонимного письма. Проводим платные исследования для физических и юридических лиц, но в основном работаем в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами, когда наша экспертиза становится аргументом в судебном споре.

Записка маньяка

О том, сколь мощное оружие находится в руках экспертов-почерковедов, говорит история поимки известного маньяка Геннадия Михасевича, орудовавшего в Витебской области.

В течение долгих лет не удавалось установить истинного серийного убийцу. На его след вышли лишь после того, как команде экспертов-почерковедов (в ней была и Татьяна Ерофеева) поручили изучить записку, которую витебский душитель оставил у тела последней, 36-й жертвы.

…Хотя сначала план, придуманный им, казался Михасевичу очень хитроумным. Он взял тетрадный лист и написал послание, адресованное редакции «Витебского рабочего». В письме загадочная организация «Патриоты Витебска» брала на себя ответственность за все расследуемые преступления, совершенные Михасевичем. Членами этой организации якобы были мужчины, которые пострадали от измен своих жен и решились на месть всему женскому полу. Также «Патриоты Витебска» боролись с ненавистным им советским режимом.

Михасевич, довольный собой, отправился на последнюю в своей жизни «охоту». Маньяк засунул своей жертве в рот записку с коротким посланием: «За измену — смерть. Борьба с легавыми и коммунистами». Эксперты, изучившие два послания «Патриотов Витебска», установили: их написал один и тот же человек. Благодаря образцам слюны, оставленной на почтовом конверте, сыщики узнали, что у подозреваемого первая группа крови. Одновременно начались проверки, в ходе которых изучили почерки почти у всего мужского населения Витебска и области (около 560 тысяч образцов!).

В декабре 1985 года в руки талантливого криминалиста попала объяснительная записка Михасевича. Она-то и помогла экспертам.

Сам витебский душитель догадывался, что почерк может стать уликой против него — и, подписывая послания от «Патриотов Витебска», старался как можно сильнее его изменить. Но обмануть экспертов маньяку не удалось: сопоставив почерк из объяснительной записки Михасевича и посланий «Патриотов», они однозначно установили, что их писал один человек. Витебский душитель был задержан.

Следствие по буквам

Благодаря экспертам были раскрыты и другие сложные, хотя и не такие резонансные дела. Так, буквально за два дня был установлен преступник, спрятавший расчлененное тело своей жертвы в сумку и выбросивший ее в одном из заброшенных домов. Единственной зацепкой в этом деле был обрывок газеты, на котором сохранился фрагмент написанной фамилии — всего 4 буквы!

Эксперты установили, страница какого издания попала им в руки, узнали, где эта газета распространяется, а запросив образцы почерков всех почтальонов Витебского района, они установили того, кто сделал запись. Дальше представители правоохранительных органов по квитанции определили адрес предполагаемого «хозяина» газеты. В ходе следствия удалось установить, что он непричастен к преступлению, чего не скажешь о квартирантах, живших в сдаваемой им квартире. Оказалось, что мужчины поругались между собой и один нанес смертельные травмы другому. Испугавшись наказания, преступник расчленил тело приятеля: одну часть выкинул в реку, другую — положил в сумку и оставил в заброшенном доме. Думал, что спрятал концы в воду. Ошибся!

А банька чья? Помогут цифры!

Порой именно с помощью почерковедческой экспертизы удается разрубить гордиев узел имущественных споров. Так, два жителя нашей области не могли поделить новенькую баню. Каждый утверждал, что именно он является хозяином сооружения и строил его своими руками. Дошло дело и до суда, который вынес свое решение во многом благодаря заключению экспертов-почерковедов. Они изучили фотографии сруба, где каждое бревно было пронумеровано. Образцы почерка предполагаемых хозяев сравнили с цифрами на бане. И справедливость восторжествовала!

— Экспертиза была сложной, — рассказала Татьяна Ерофеева. — Во-первых, пришлось изучать образцы по снимкам. Во-вторых, сами цифры гораздо сложнее идентифицировать, они просты по начертанию, имеют мало отличительных особенностей. К примеру, «единицу» могут одинаково написать сотни человек. Но, к счастью, в нашем распоряжении были образцы цифр от 1 до 10.

Впрочем, работать с нетрадиционным для исследования материалом экспертам-почерковедам не в новинку. Они изучают фотографии, предметы, на которые нанесены надписи, граффити.

Однажды им в руки попала коробка, вся исписанная угрозами и требованиями выкупа за возвращение документов. Строчки были неровные, в разных направлениях, буквы «скакали», складывалось впечатление, что писали разные люди. Однако специалистам удалось определить, что составил странное послание один человек, а вскоре к ним попали и образцы почерка преступника. После сравнения образцов стало ясно, что именно он имеет отношение к мошенничеству.

…Разговор с экспертами управления Государственного комитета судебных экспертиз незаметно продлился более часа. А ведь оставалось еще так много тем, которые хотелось бы обсудить. Что же, это отличный повод вернутся и еще раз поговорить с людьми, которые умеют «допрашивать» буквы.


Источник информации: http://www.vitbichi.by/news/obshchestvo/pravoporyadok/post38206.html