Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Картину ДТП помогут восстановить эксперты-автотехники 3 декабря 2018

Пользуясь научно обоснованными апробированными методиками, эксперты Госкомитета судебных экспертиз устанавливают истину в самых сложных ситуациях.

Ежедневно на дорогах страны немалая доля ДТП происходит без очевидцев, показания непосредственных участников противоречат друг другу, а иногда их и дать уже некому… В подобных случаях у сотрудников право­охранительных органов, разбирающихся в обстоятельствах аварий, остается надежда на результаты автотехнической экспертизы.

О том, как происходят подобные исследования, рассказал заместитель начальника отдела криминалистических экспертиз Витебского областного управления Госкомитета судебных экспертиз подполковник юстиции Александр Никитин.

Александр Юрьевич, чем занимается автотехническая экспертиза, какой круг вопросов она позволяет решать?

— Наши специалисты исследуют фактические данные о техниче­ском состоянии транспортного средства, дорожной обстановке на месте аварии, действиях участников происшествия, их возможностях, механизме ДТП, а также обстоятельствах, способствующих совершению происшествия.

— Водители-участники ДТП зачастую рассказывают, что ехали с небольшой скоростью и авария произошла по непонятным им причинам. Какие методы используются для установления истинной картины?

— Существуют научно обоснованные и достаточно апробированные методики определения ско­рости движения транспортных средств перед происшествием. Они базируются на классических законах физики и механики. Наиболее распространенной является методика установления скорости движения исходя из следов юза (торможения) транспортного средства, оставляемых на дорожном покрытии колесами автомобиля. Сопоставляя на практике расчетные значения скорости с данными видеорегистраторов и тахографов, можно с уверенностью говорить о надежности такого расчета. Активно применяется методика определения скорости по остаточной деформации деталей кузова. В грузовых автомобилях точные данные о скорости движения содержит тахограмма, расшифровкой которой также занимаются наши специа­листы.

— На форуме автолюбителей один водитель рассказывал, что причиной ДТП с ним явился разрыв покрышки, но его отдали под суд. Этот водитель до сих пор с приговором не согласен.

— Решение вопросов о причине разгерметизации шины колеса также относится к компетенции судебной автотехнической экспертизы. Механизм разгерметизации покрышки колеса достаточно хорошо изучен и с экспертной точки зрения описывается с высокой степенью соответствия фактическим обстоятельствам аварии. Мы определяем, когда произошла разгерметизация: до ДТП или она явилась его следствием. Характер повреждений поверхности покрышки в различных ситуациях имеет свои неповторимые особенности.

— Можно ли определить, кто кого ночью ослепил светом фар?

— Вообще-то механизм ДТП экс­­периментально устанавливает следователь, но, исследуя поврежденную лампу, эксперт-автотехник может ответить, находилась ли нить накаливания лампы в момент ее разрушения под напряжением и какой свет фар горел — ближний или дальний. Это же касается и ламп сигналов поворота.

— Сейчас многие устанавливают в автомобилях видеорегистраторы, насколько это целесообразно?

— Эти устройства являются самыми беспристрастными свидетелями происшествий. У нас уже много примеров, когда анализ информации с видеорегистратора позволял установить причины возникновения и развития аварийной ситуации. По нему можно с достаточной точностью определить скорость движения транспортного средства и восстановить механизм развития дорожно-транспортного происшествия. Немало случаев, когда в отсутствие очевидцев запись регист­ратора являлась единственным источником доказывания виновнос­ти или невиновности участника происшествия.

— Как работает эксперт-автотехник на месте ДТП?

— Наши специалисты выезжают на места резонансных происшествий, осмотры порой проводятся в сложных погодных условиях, в таких случаях эксперт по мельчайшим деталям устанавливает всю картину. Чаще всего это необходимо, когда уже никто из участников ДТП не может дать показания. Вот один из таких случаев. В прошлом году ночью был совершен наезд на пешехода, он погиб, водитель автомобиля скрылся. Благодаря нашим специалистам на месте происшествия был обнаружен небольшой осколок фары с маркировкой, что и позволило по специализированным базам установить марку и модель автомобиля, который впо­следствии был обнаружен сотрудниками ГАИ.

— Обращаются ли к вам граждане для производства автотехнической экспертизы?

— Несмотря на то, что основным «заказчиком» проведения эксперт­ных исследований являются органы уголовного преследования, за проведением экспертизы на договорной платной основе могут также обращаться физические и юридические лица. Но прежде, чем определяться с кругом вопросов, подлежащих исследованию, лучше предварительно проконсультироваться с профильным специалистом.

Был случай, когда к нам обратился гражданин, в автомобиле которого вышло из строя сцепление. При обращении на СТО ему поставили вердикт — необходима замена данного узла. Сцепление заменили на новое, а проблема осталась: оно по-прежнему буксовало. В результате этого клиент столкнулся с дилеммой — некачественная деталь или плохая работа механиков. С такой историей он к нам и обратился. В ходе исследования нашими экспертами было установлено, что причина поломки банальна, и не требовалось дорогостоящей замены целого узла. Буксование старого и нового сцепления вызывали подтеки масла из КПП из-за износившегося сальника. Данную неисправность можно было обнаружить при более внимательном осмотре КПП, что и предписывает инструкция по ремонту. Гражданин с нашим заключением обратился на СТО, где ему заменили сальник и вернули деньги за некачественный ремонт.

Во многих случаях наша служба помогает восстановить справедливость.


Источник информации: http://www.vitbichi.by/news/obshchestvo/pravoporyadok/post27077.html