Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Не рискуйте понапрасну 14 января 2019

Поздней осенью и в зимний период количество аварий на дорогах заметно увеличивается — редкие сутки проходят без сообщений о пострадавших. О проблемах дорожно-транспортного травматизма в осенне-зимний период мы поговорили с заместителем начальника отдела криминалистических экспертиз подполковником юстиции Игорем Толстиком.

— Игорь Иванович, вашей практике проведения судебных автотехнических экспертиз почти 15 лет. Наверняка вы точно знаете, почему число ДТП каждый год растет именно осенью.

— Наиболее распространенные причины возникновения аварий на дороге поздней осенью и зимой — короткий световой день и сложные погодные условия в совокупности с излишней самоуверенностью и некомпетентностью отдельных участников дорожного движения.

И конечно же возникновение аварийных ситуаций может быть связано с тем, что у водителей нет должного внимания к техническому состоянию автомобиля. Плохие тормоза, немного в сторону тянет руль, не работает печка, плохо чистят дворники — это далеко не все «жалобы». А еще и заменять летнюю резину на зимнюю необходимо. Водитель думает, что, может, и не надо ее менять, денег жалко, буду ездить аккуратнее, да и не такая она еще и лысая  или что  летняя очень  хорошая, протектор глубокий, будет грести.

— А потом пробки на дорогах, две остановки десять минут едешь

— Да, все это оборачивается в лучшем случае пробкой, образовавшейся из-за невозможности некоторых горе-водителей въехать по скользкой дороге даже на небольшой подъем. Но часто последствия бывают значительно хуже. В конце ноября ДТП произошло на автодороге Бобруйск—Мозырь около деревни Боровая Бобруйского района. Водитель «БМВ Х5» выехал на встречную полосу и столкнулся с автомобилем «Ситроен С5». Пассажирка «Ситроен С5» погибла, а его водитель и пассажир-школьник получили травмы. «БМВ Х5» ехал по заснеженной дороге на летних шинах.

Часто приходилось наблюдать, как из-за неправильно выбранной скорости и плохих дорожных условий машины уходят в неуправляемый занос. Далеко не всегда на пути оказывается ровный участок без бордюрных камней, металлических ограждений, бетонных световых опор, других транспортных средств. В итоге — повреждены автомобили, ранены или погибли невинные люди, муки совести, судебные тяжбы…Участвуя в качестве специалиста в осмотрах мест аварий, я видел многое, что очень хочется, но просто невозможно забыть. Искореженные автомобили, искалеченные окровавленные трупы, оторванные, отдельно лежащие на дороге части тел… Именно так время от времени заканчивается экономия денег на поддержание автомобиля в технически исправном состоянии.

— Много аварий происходит и с участием пешеходов. В основном из-за того, что сейчас поздно рассветает и рано темнеет?

— Они связаны как с сокращением светового дня, так и с пренебрежением мер личной безопасности со стороны самих пешеходов. Как человек думает? Я на пешеходном переходе, значит, имею преимущество! И неторопливо и невозмутимо переходит дорогу, не осознавая, что на заснеженном и обледеневшем покрытии зимой невозможно остановить автомобиль так же быстро, как на сухой и чистой дороге летом. Мало кто помнит, что дороги в первую очередь предназначены для движения транспорта и нахождение на них пешеходов должно быть минимальным по времени и четко регламентируется Правилами дорожного движения. Нередко пешеходы уверены, что водитель их видит, и без необходимой осторожности ступают на проезжую часть. Вечером 21 октября жительница столицы на автомобиле  «Фольксваген» ехала по автодороге Минск—Могилев. Около деревни Ермоловичи в Белыничском районе она насмерть сбила местного жителя, стоявшего на проезжей части на неосвещенном участке дороги. Фликера у него не было. Еще один пешеход, не обозначенный световозвращающими элементами, погиб в середине ноября в деревне Межисетки Могилевского района. Он вечером перебегал дорогу вне пешеходного перехода и попал под «Фольксваген», на котором были установлены летние шины. От полученных травм 33-летний мужчина скончался на месте.

Но и фликер не гарантирует спасти жизнь пешеходу, игнорирующему Правила дорожного движения. В прошлом месяце в Белыничском районе под колесами «БМВ» погибла 56-летняя жительница деревни Осман-Касаево, переходившая дорогу в неустановленном месте на неосвещенном участке. На рукаве у женщины был закреплен фликер.

— Что порекомендуете водителям?

— Если нет уверенности в навыках вождения, стало не таким четким, особенно в сумерки, зрение, нет финансов на установку зимней резины и ремонт авто или просто недосуг этим заниматься, не рискуйте понапрасну. Воспользуйтесь общественным транспортом, даже такси вызовите, чтобы не опоздать на работу. Это может оказаться значительно дешевле ремонта разбитого автомобиля и компенсации ущерба пострадавшим.


Официальный представитель управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Могилевской области Татьяна Лис

http://mogpravda.by/