Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Судебный эксперт Юлия Синявская: «Алкоголь и наркотики — это зло!» 23 июня 2020

Государственный судебный эксперт из Молодечно Юлия Синявская исследует состав спиртосодержащих жидкостей, наркотических средств и психотропных веществ, изъятых у лиц, совершивших противоправные действия. Юлия говорит, что, сталкиваясь ежедневно в своей работе с этим злом, она научилась быть осторожной в отношениях с людьми.

Дочь милиционера Юлия Синявская пришла в судебную экспертизу из профессии биолога.

Вот уже пять лет в Государственном комитете судебных экспертиз она проводит судебную химическую экспертизу спиртосодержащих жидкостей, наркотических средств и психотропных веществ, которые сотрудники ОВД изымают у тех, кто зарабатывает на распространении этого зелья.

«Дочка участкового»

— Юлия Георгиевна, что привело вас в профессию?

— Судьбу все-таки не обманешь. Папа более 20 лет отслужил в милиции. В 80-90-х годах был участковым инспектором милиции в Марковском сельсовете. Потом служил в дежурной части Молодечненского РОВД оперативным дежурным до выхода на заслуженный отдых. Долгое время папу в деревне Марково называли «участковый», маму — «жена участкового», ну а меня — «дочка участкового». Я еще школьницей была, когда говорила папе, что мечтаю работать в милиции, но всегда получала ответ: «Это не женское дело!». Когда-то он боролся с самогоноварением, а сегодня это часть моей работы.

— Юлия, как называется ваша должность и чем именно вы занимаетесь?

— Я — начальник сектора специальных и технических экспертиз экспертно-криминалистического отдела Молодечненского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз – государственный судебный эксперт. Исследую состав спиртосодержащих жидкостей, наркотических средств и психотропных веществ. В нашем секторе еще два специалиста — государственные судебные эксперты-стажеры, которые сейчас проходят обучение в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь. В дальнейшем они будут проводить товароведческие экспертизы непродовольственных товаров. Это могут быть, например, велосипеды, мобильные телефоны и так далее. Эксперту после обучения и прохождения ряда стажировок предоставляется право к самостоятельному проведению определенного вида экспертиз.

— Какие особенности и нюансы работа эксперта в Государственном комитете судебных экспертиз? Чем приходится заниматься?

— Судебные экспертизы я самостоятельно провожу с 2016 года. Чтобы получить право к самостоятельному проведению экспертиз, закончила Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз, прошла ряд стажировок, успешно сдала экзамен. Работа эксперта, лично для меня, это большая ответственность, нужно быть всегда собранной и уверенной в том, что ты делаешь, ведь от этого зависит судьба человека.

— Например…

— Я исследую спиртосодержащие жидкости (самогон, брага), наркотические средства и психотропные вещества, которые изымаются правоохранительными органами. Я исследую поступившие объекты, на основании полученных данных даю заключение.

— Вам приходится ведь проводить экспертизы не только для Молодечненского района?

— Мы делаем экспертизы для Молодечненского, Вилейского, Воложинского и Мядельского районов. Иногда для Сморгонского района Гродненской области.

Брага, которая удивила, и так называемый коньяк

— Были в практике какие-то необычные примеры?

— Встречались. Итак, для начала уточню: самогон — это жидкость с содержанием этилового спирта не менее 28%. Он обязательно содержит смесь спиртов, так называемые сивушные масла, которые и придают характерный запах. Однажды на исследование мне поступила жидкость, это был самогон, объемная доля этилового спирта в котором составляла 68%. Также поразила солодовая брага из проросшего зерна. Ее изготовление — очень длительный, кропотливый процесс. Такая брага встречалась лишь однажды.

— Но у нас же незаконно торгуют не только самогоном. Находят опасный для здоровья технический спирт. Говорят, что он привозной и очень дешевый. Такую жидкость вам приносят на экспертизу?

— Да. В обычных условиях человек не в состоянии отличить пищевой спирт (изготовленный из зернового сырья) от спирта из непищевого сырья. В практике встречались жидкости, сходные по своим показателям с ректификованным этиловым спиртом, однако насколько он безопасен для здоровья, сказать не могу. Думаю, не стоит верить, когда вам говорят, что спирт может «достать» друг, работающий на спиртзаводе, ведь под эту легенду вам могут продать все что угодно — от спирта до так называемого коньяка. Безопасность таких напитков, как и их происхождение, ничем не подтверждены.

— Про самогон можно говорить с определенной долей иронии, с наркотиками же все по-другому…

— Это страшная тема.

— Какие вещества вам доводится исследовать?

— Мне на исследование поступают наркотические средства растительного происхождения. Чаще всего — получаемые из конопли и мака. Синтетические наркотики исследуют в управлении Государственного комитета судебных экспертиз.

Мужу не нравится, когда жену ночью вызывают на работу

— Вы ежедневно по работе сталкиваетесь с негативными сторонами жизни. Это как-то накладывает свой отпечаток?

— Когда я шла в профессию государственного судебного эксперта, уже представляла, чем буду заниматься. Но, как оказалось, не до конца. С годами я стала не то чтобы меньше доверять людям, но осторожнее к ним относиться. Тяжело, когда видишь людей, которые последние деньги отдают на спиртное, а ведь у них семья, дети. Страшно, когда пьяный мужчина с топором бросается на мать своих детей. Когда молодой человек, которому жить бы да жить, начинает употреблять наркотики, предлагать их своим знакомым и друзьям, не задумываясь ни о себе, ни о том, какому кошмару он подвергает своих родителей. А кто-то зарабатывает на этом горе!

— Наверное, и мужу не очень нравится, что у жены такая работа, лишние переживания?

— Мужу не нравится, когда жену ночью на работу вызывают. Такое случается, если нужно в неотложном порядке провести химическую экспертизу по наркотикам. Однажды как ушла из дому в 11 вечера, так только в 8 утра вернулась. А в остальном муж и 11-летний сын Арсений поддерживают во всем и все понимают.

— Ну, Арсений-то точно милиционером будет, когда вырастет?

— Ему очень нравятся люди в форме. Фуражку дедушки носит с удовольствием и просит меня погоны нашить. Но думаю, что пожарный-спасатель в нем победит милиционера. Как-то детсадовцы побывали на экскурсии в пожарной части. И он вернулся в восторге: какие там классные машины, какая вкусная вода, сильные и смелые мужчины!

«Решила начать бегать»

— У эксперта Юлии Синявской есть что-нибудь очень личное, для души, для себя любимой?

— Есть. Бег. Вообще, в школе была освобождена от физкультуры. Зимой задумалась: «Может начать бегать?». Просмотрела даты ближайших забегов. В феврале прошлого года взяла и записалась на Минский полумарафон, который проходил в сентябре. Это 21 километр дистанции. Стала готовиться. В июне, чтобы попробовать свои силы, отправилась в Каунас, где проходил забег на дистанциях 42 км, 21 км, 10 км, 5 км. Решила: хочу попробовать себя на дистанции 10 км. Муж сказал, что это сумасшествие, и ехать со мной отказался. Поддержала мама и, конечно, сын Арсений. Очень классная атмосфера была, пробежала дистанцию менее чем за час. Спустя неделю участвовала в забеге на 5 километров в Вильнюсе. Там и сын бежал на детской дистанции. После этого с семьей поехали на отдых в Турцию. Все отдыхали, а я, понимая, что впереди полумарафон, вставала в шесть часов каждое утро и тренировалась. В итоге Минский полумарафон я преодолела. Цель достигнута.


Источник информации: https://www.mlyn.by/2020/06/sudebnyj-ekspert-yuliya-sinyavskaya-alkogol-i-narkotiki-eto-zlo-kotoroe-uchit-ne-doveryat-lyudyam/