Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Генетика в помощь, или как крошечное пятнышко помогает поймать матерого бандита 12 марта 2019

Вероятность того что злоумышленник от справедливого наказания не уйдет, с каждым годом у нас в стране становится все выше. Очень важную роль в этом играет судебно-генетическая экспертиза. Благодаря каждодневному кропотливому труду генетиков все чаще раскрываются и преступления прошлых лет. Корреспондент «Зари» заглянула «за кулисы» службы, которая помогает вершить правосудие.

Три года спустя

Рабочая Барановичского ЖКХ навсегда запомнит тот ужас, который охватил ее в один из июньских дней 2015 года – в мусорном контейнере между многоквартирными домами она обнаружила тело новорожденного мальчика. В тот же день было возбуждено уголовное дело по статье убийство, но установить подозреваемыхоперативникам тогда не удалось.

Экспертами-генетиками управления Госкомитета судебных экспертиз по Брестской области при исследовании обнаруженной рядом одежды был выделены генотип матери и генетический профиль ребенка. Результаты были направлены в базу для сверки по имеющимся данным и постановке на учет. На причастность к совершенному преступлению специалисты исследовали биологические образцы тысяч женщин из Барановичей и района, которые попадали в поле зрения уголовного розыска.Однако никаких совпадений не обнаружилось.

Три года спустя биологические образцы были отобраны у 47-летнего жителя Барановичского района в ходе установления лиц, причастных к совершению грабежа. Его генетические характеристики  направили в базу АИС «ДНК», где и выявилось совпадение данных этого мужчины как потенциального отца погибшего мальчика. Все остальное было, что называется, делом техники: выяснилось, что в период смерти ребенка, мужчина сожительствовал с женщиной 1981 года рождения. Как показали результаты экспертизы, именно они и являются биологическими родителями убитого малыша. Оба задержаны. Расследование уголовного дела продолжается.

Сколько веревочке ни виться

Год назад все средства массовой информации шумели по поводу поимки серийного маньяка-насильника, который совершал свои злодеяния с 90-х годов прошлого века. С его генотипом, взятым на местах преступлений, работали лаборатории и в Бресте, и в Минске и в Российской Федерации. А потом следы бандита вдруг исчезли из поля зрения правоохранительных органов.Все уже считали, что его нет в живых, но, как выяснилось, он отбывал срок по подобным преступлениям в Польше, затем в России.

В 2014 году маньяк снова объявился на территории нашей области и был задержан в том числе благодаря специалисту отдела судебно-биологических и судебно-генетических экспертиз Виталию Никодову, который обнаружил его биологический материал на месте последнего преступления. В результате удачных оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками Брестского областного УВД преступник был найден на территории Санкт-Петербурга.. После экстрадиции и проведения ряда сравнительных генетических экспертиз удалось привлечь его к уголовной ответственности и объединить нераскрытые преступления в одно дело.

На постоянном контроле

– Несмотря на то, что преступность в стране падает, у нас еще остаются нераскрытые уголовные дела, которые постоянно стоят на контроле, – говорит начальник отдела судебно-биологических и судебно-генетических экспертиз Ольга Дроздовская. – Результаты с мест происшествия из всех регионов отправляются в базу АИС «ДНК» ГКСЭ Республики Беларусь. Там происходит их сверка и постановка на учет. Благодаря результатам судебной генетики существует реальная возможность установления истины по нераскрытым преступлениям прошлых лет–10-летней давности и более. В нашем арсенале появляются более совершенная техника и новые реактивы. Но самое главное, профессионально взрослеют, становятся все более опытными эксперты. Систематически пополняется база АИС «ДНК», которая в свою очередь обменивается информацией с базами России, Интерпола и других стран и служб. Эта масштабная работа значительно расширяет возможности в поиске лиц, пропавших без вести, или подозреваемых.

Спектр преступлений, по которым работают генетики, достаточно широк – это убийства, телесные повреждения разной степени тяжести, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы, незаконный оборот наркотиков и незаконное хранение оружия, разбойные нападения, кражи и даже хулиганства. Кроме того, проводится экспертиза спорного родства – как по уголовным, так и по гражданским делам. Также задача эксперта – идентификация неопознанных трупов, установление личности людей, которые не могут о себе рассказать в силу возраста или по состоянию здоровья. Это большая интересная работа, говорят эксперты, которая не всегда видна, но она ведется изо дня в день. Результаты судебной генетики позволяют воплощать в жизнь основной принцип уголовно-правового воздействия – принцип неотвратимости наказания.

Взаимодействие с сотрудниками уголовного розыска и следствия, работа на месте преступления – это достаточно серьезная психологическая нагрузка. Для эксперта самое главное – не будучи равнодушным к делу, уметь абстрагироваться. Главное – установить истину. Какой бы ни представлялась картина, единственно объективным для эксперта должен быть результат, считают судебные генетики. Ведь результаты работы экспертов помогают не только изобличить преступника, но и снять вину с невиновных, которые попадают в поле зрения правоохранительных органов по различным причинам.

Голову на отсечение

Ольга Дроздовская вспоминает первые впечатления от своей службы в качестве эксперта. Отработала она пару месяцев. Приходят два счастливых, довольных следователя прокуратуры: «Спасибо вам – преступник получил 19 лет колонии строгого режима». Эксперта охватил ужас, она потеряла аппетит и сон, стала перепроверять результаты: а вдруг ошиблась. Этот случай навсегда вселил непреложное профессиональное правило: пока ты не даешь голову на отсечение, что именно этот результат верен, никаких выводов.      Этому учит начальник отдела и своих молодых сотрудников.

Во многом успех дела, говорит собеседница, зависит еще и от жизненного опыта. Необходимо уметь, оттолкнувшись от вещественного доказательства, вообразить возможную картину преступления, предположить несколько вариантов развития событий, представить, как биологический материал мог попасть на тот или иной предмет и какой еще биоматериал, по выстроенной логике, можно найти на месте преступления.

Полсуток на осмотр

Как правило, сотрудники отдела привлекаются на место происшествия, когда преступление не было раскрыто по горячим следам. Ольга Леонидовна приводит еще один случай из личной практики. В Кобринском районе был заявлен пропавший без вести мужчина. Через полгода в ходе расследования другого жителя Кобрина заподозрили в убийстве своего не сильно добропорядочного земляка. Эксперт вместе с оперативниками выехала на осмотр квартиры. Хозяин к тому времени уже провел в своем жилище частичный ремонт.

Осмотр одной только комнаты занял чуть ли не полсуток. Прошло более пяти часов, все устали и уже не чаяли что-либо обнаружить, но настойчивость и скрупулезность эксперта-генетика сделали свое дело: на черном проводе телевизора было найдено маленькое пятнышко крови. Тогда дело пошло веселее – мужчины с энтузиазмом стали отодвигать мебель, снимать ковровое покрытие и плинтуса. И доказательств, указывающих на то, что преступление совершилось именно в этой комнате, было найдено предостаточно. Обнаруженный биологический материал совпал с тем, который уже был в базе АИС «ДНК», поскольку потерпевший проходил подозреваемым по нескольким уголовным делам. Под напором неоспоримых доказательств подозреваемый стал признаваться, рассказал, как убил, выбросил тело через окно и закопал непосредственно под ним.

Упорство вознаграждается

Подобных примеров в практике начальника отдела великое множество. В Ивановском районе охотник обнаружил обгоревшее тело мужчины с огнестрельными ранениями головы, связанными руками и заклеенным скотчем ртом. Экспертам повезло, что неповрежденными оказались участки пальцев рук, которые можно было дактилоскопировать. Потерпевший, который также проходил по уголовному делу и значился в милицейской базе, был легко идентифицирован. Стали отрабатывать его связи. Обиженных мужчиной людей было достаточно – он брал в долг большие суммы и не возвращал. На месте также был зафиксирован протектор шин автомобиля.

На осмотр предоставили машину, якобы не имеющую отношения к убийству, но она принадлежала сыну, подозреваемого по данному делу. На дворе стояла слякотная погода, автомобиль же доставили абсолютно чистеньким. Это и навело Ольгу Дроздовскую на подозрение. Женское упорство было вознаграждено: не прошло и восьми часов, как на открывающем багажник механизме эксперт заметила еле различимый след крови. Как потом выяснилось, именно в багажнике везли потерпевшего от места его захвата к другой машине, протекторы шин которой были обнаружены на месте преступления. Следующим днем был проведен осмотр еще одной машины, в которой, также тщательно вычищенной, эксперту удалось найти следы крови жертвы. Так вышли на преступников – отца и сына, у которого потерпевший несколько лет назад взял в долг почти 30 тысяч евро.

Больше всего Ольге Дроздовской было жалко женщину, которая в одночасье потеряла мужа и сына – их осудили на большие сроки. 

С волевым характером

Обаятельная, улыбчивая и в то же время очень азартная женщина, государственный медицинский судебный эксперт-биолог Ольга Дроздовская отделом судебно-биологических и судебно-генетических экспертиз руководит с 2011 года. Под ее началом трудятся 28 человек – экспертов, лаборантов, санитарок, медрегистраторов. Коллектив в основном дамский. Но дамы здесь – не кисейные барышни, а люди с волевым характером. И в то же времяпо-женски въедливые, усидчивые, кропотливые. О своем деле и отделе Ольга Леонидовна может рассказывать часами. Очень увлеченно и ярко.

За прошедший год экспертами отдела выполнено около 2 тысяч судебно-генетических экспертиз и исследований, 312 – только за январь и февраль нынешнего. За этими цифрами – раскрытые преступления, найденные люди, установленные родственники. Неотвратимость наказания и чья-то радость обретения родных.


Ирина ОРЛОВА

Источник информации: газета «Заря» от 09.03.2019 №20
http://zarya.by/event/message/view/24986