Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Эксперт Терешкина: «Приглашали даже в качестве консультанта на съемки фильма про криминалистов» 16 июля 2018

«Деточка, а ты как сюда попала?», – такими словами встретили коллеги 21-летнего эксперта-криминалиста Татьяну Терешкину на ее первом выезде на место происшествия. В ту ночь дежурный УВД Брестчины принял тревожное сообщение из Жабинковского РОВД: «В деревне Хмелево горит дом. Причины пожара не выяснены. Пришлите группу».

Свое первое боевое дежурство старший лейтенант милиции помнит хорошо, как будто это было вчера. Ночь, пепелище, останки тела хозяйки дома… У молодого эксперта в результате осмотра возникла мысль: убийство с целью ограбления. А чтобы скрыть улики, преступник пошел на поджог. Вспомнив слова своего наставника: «Ни одно преступление не совершается без следов», Татьяна приступила к поиску улик. Уже тогда юная сотрудница понимала, что от ее работы зависит многое. И вот, неподалеку от пожарища ей удалось найти следы. Они резко обрывались у соседнего дома. «Неужто убийца – сосед?» – мелькнула мысль. Молодой офицер начала прорабатывать версию. Выручила криминалистическая техника. С ее помощью было установлено: след оставил сосед хозяйки сгоревшего дома. Этот и другие факты, которые предоставила эксперт Терешкина, позволили оперативной группе подтвердить его причастность к совершению преступления.

Это был первый профессиональный успех старшего лейтенанта милиции. В тот момент Татьяна окончательно для себя решила связать свою жизнь с экспертной службой.

«Чтобы завоевать авторитет – нужно на него поработать»

Свою деятельность в оперативно-техническом отделе УВД Брестского облисполкома Татьяна Александровна начала в 1977 году в качестве эксперта. «Дело случая», – признается она. Окончив Брестский инженерно-строительный институт, молодой специалист была распределена на завод бытовой химии в качестве главного технолога. Однако, как оказалось в дальнейшем, рабочее место было занято…

«Несколько дней я переживала и не знала, что мне делать, – делится воспоминаниями Татьяна Александровна. – А потом родители предложили мне взять комсомольскую путевку в УВД. Я согласилась. Именно так я и попала в органы внутренних дел».

Молодую девушку – единственную представительницу прекрасного пола в экспертной службе коллеги-мужчины не воспринимали всерьез. Каждый раз ей приходилось доказывать, что она не хуже.

«Выезжая на осмотры мест происшествия, я ставила для себя цель – найти следы. Где только мне не приходилось бывать, чтобы их обнаружить: и на стеллажах, и на машинах, на крышах домов, и в подвалах, – вспоминает с улыбкой эксперт. – В то время криминалистов на всю Брестскую область было немного, около шести человек. Бывало, выезжаешь в район и не знаешь, когда вернешься: через полдня, день или два. Если «дежурка» забирала обратно, это было хорошо. Но зачастую приходилось добираться с осмотра места происшествия в Брест на попутках. Сейчас в это сложно поверить».

Шаг за шагом молодому офицеру удавалось добиваться хороших результатов в работе – знаниями и постоянным трудом. Спустя несколько лет после начала службы Татьяна Александровна окончила Минскую высшую школу МВД СССР – стала юристом, обучилась в Волгоградской высшей следственной школе МВД СССР. «Чтобы завоевать авторитет – нужно на него поработать», – в этом уверена Татьяна Терешкина.

Опасные улики

Имея за плечами уже почти десятилетний стаж работы, эксперт-криминалист уже успела зарекомендовать себя. В 1985 году в Брестской области возникла необходимость внедрения нового направления в экспертной деятельности – исследование радиоактивными изотопами. И двадцатидевятилетнюю Татьяну Александровну выбирают для его освоения.

«Нас троих, по одному представителю из Витебской, Гомельской и Брестской областей, отправили в Минск на обучение. Я была единственной женщиной-экспертом. Спустя время я получила допуск по ядерно-техническому исследованию, нам выдали необходимые приборы, – делится собеседница. – Мы работали активно с таможенными службами, Комитетом государственной безопасности и сотрудниками ОБХСС (ныне – ОБЭП) в связи с выявлением случаев контрабанды. Помню как сейчас, за один год для государства я заработала один миллион рублей. Такому результату не поверили в Москве – специально приезжали, чтобы убедиться в этом».

Татьяна Терешкина к этому времени уже имела девять допусков на право самостоятельного производства экспертиз. Кроме «традиционного комплекта» криминалистических экспертиз, офицер выполняла экспертизы наркотиков растительного происхождения и проводила ядерные исследования. После переезда Татьяны Александровны весной 1988 года в Москву – на родину мужа, ядерная криминалистика в Брестской области не получила дальнейшего развития.

МукОй и сажей

Будучи экспертом в Гагаринском РОВД Москвы, Татьяне пришлось пройти свой путь сначала: показать себя опытным специалистом, заслужить авторитет и уважение коллег было делом времени. Проработав старшим экспертом в отделе пять лет, Татьяна вернулась в Брест.

«Перевестись назад оказалось непросто, с трудом мне это удалось. Место было только в Ленинском РОВД, на тот момент там было три эксперта. Меня взяли. Будучи человеком деятельным, я подошла к начальнику экспертно-криминалистического отдела УВД с предложением – надо делать отделение и увеличивать штат. Выслушав меня, он посоветовал обратиться к начальнику райотдела. Мол, если он согласится, то пожалуйста, – вспоминает Татьяна Александровна. – И мне удалось. В скором времени возникло отделение, количество экспертов увеличилось до пяти. Меня назначали начальником».

Работу экспертов «на районах» приходилось проверять руководителям отделений. За каждым были закреплены свои райподразделения. Одну из таких поездок вспоминает собеседница:

«Поехала я как-то в Ивацевичи на проверку, а там как раз в этот день крупная кража была. Эксперта на месте не оказалось – был на другом выезде. Подходят ко мне коллеги и говорят: пора на осмотр выезжать. Я понимаю, что у меня ничего с собой нет – свой криминалистический чемодан я оставила в Бресте. Несмотря на это обстоятельство, меня привлекли в качестве специалиста. Сложно поверить, но обработкой следов я занималась с помощью подручных средств – муки и сажи. И что вы думаете, мне удалось их изъять. В дальнейшем, при идентификации следов была установлена личность злоумышленника. Кража была раскрыта по горячим следам».

Бумеранг судьбы

В скором времени, в 1994 году, судьба Татьяны Александровны привела ее опять в Москву. По семейным обстоятельствам пришлось переехать. Зная о профессиональных способностях женщины, ее экспертном стаже и умениях грамотно ставить задачи, ей предложили должность заместителя начальника экспертного отдела УВД по Западному округу, который в то время объединял двадцать три экспертных отделения со штатом более 140 человек. «Крутиться надо будет», – предупредили тогда ее. И Татьяна Терешкина согласилась, не побоявшись трудностей.

Производство экспертиз, выезда на осмотры мест происшествий по громких делам, рецензирование экспертных заключений молодых специалистов – таковы были рабочие будни Татьяны Александровны как руководителя.

«Однажды, – вспоминает она, – к нам в отделение обратился известный режиссер Евгений Семенович Матвеев. Для съемок фильма ему необходим был консультант из числа экспертов. В помощь ему назначили меня. В художественном фильме, который он снимал, необходимо было описать работу криминалистов в процессе производства экспертизы. Однако в итоге, несмотря на мои рекомендации, режиссер дал понять, мол, все-таки сделаю по-другому, так будет интересней для зрителя. С тех пор я не испытываю интереса к фильмам про экспертов-криминалистов».

В звании подполковника милиции Татьяна Александровна ушла на заслуженный отдых. Как признается женщина, была возможность «получить» полковника – предлагали перейти на службу в качестве руководителя на «Петровку, 38», но она отказалась.

В 2003 году Татьяна Александровна Терешкина с семьей вернулась на родину, в Брест. Профессиональную деятельность она продолжила в экспертно-криминалистическом центре УВД Брестского облисполкома в качестве гражданского специалиста. А сегодня трудится в МРЭО ГАИ облуправления внутренних дел.

Спустя время женщина признается, что если бы была возможность прожить жить заново, она бы все равно ее связала с экспертной службой.


Татьяна Сивицкая,
официальный представитель управления Государственного комитета судебных экспертиз по Брестской области

Источник: газета «На страже» №29 от 13.07.2018