Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт

Разъяснение положений постановления

В целях разъяснения положений постановления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 19.10.2018 № 9 «Об изменении постановления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 15 мая 2014 г. № 8» Государственный комитет сообщает, что вопросы определения стоимости различных категорий объектов гражданских прав, наряду со многими другими вопросами, в Государственном комитете (ранее – в Центре судебных экспертиз и криминалистики и Научно-исследовательском институте проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь), а также в иных судебно-экспертных учреждениях традиционно разрешаются в рамках видов судебных экспертиз, указанных в приложении 1 к Инструкции о порядке осуществления деятельности экспертно-квалификационной комиссии Государственного комитета, утвержденной постановлением Государственного комитета от 02.02.2016 № 9. Обусловлено это тем, что возможность решения стоимостных (оценочных) вопросов неразрывно связана со знанием соответствующих объектов, их качественных характеристик и свойств, что вызывает необходимость наличия у занятых этим лиц профильного высшего образования.

В этой связи вопросы определения стоимости различных объектов гражданских прав могут разрешаться специалистами, имеющими профильное высшее образование, в рамках следующих видов судебных экспертиз:

в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, не завершенных строительством объектов и земельных участков – строительно-техническая экспертиза;

в отношении машин, оборудования, инвентаря, материалов и иного имущества – товароведческая экспертиза;

в отношении транспортных средств – автотовароведческая экспертиза;

в отношении  предприятий как имущественных комплексов, долей в уставных фондах юридических лиц, ценных бумаг – комплексная судебная экспертиза с участием судебных экспертов, обладающих специальными знаниями в области исследуемых объектов (например, строительно-техническая, товароведческая, автотовароведческая, иные виды), и судебных экспертов экономического профиля.

Аналогичные подходы применяются судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации.

В связи с многообразием и разнородностью объектов интеллектуальной собственности их исследование может проводиться в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством вне экспертных учреждений, с привлечением в качестве экспертов специалистов, обладающих знаниями в области конкретных исследуемых объектов.

Лицам, намеревающимся осуществлять судебно-экспертную деятельность в области определения стоимости различных категорий объектов, предоставлен адаптационный период до 1 января 2021 г. для прохождения переподготовки по экспертным специальностям по исследованию конкретных объектов.

О прекращении выдачи свидетельств

Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь информирует о том, что на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 30.10.2018 за № 7/4152 опубликовано постановление Государственного комитета от 19.10.2018 № 9 «Об изменении постановления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 15.05.2014 № 8» (далее – постановление от 19.10.2018), основные положения которого вступают в силу 01.01.2019.

В частности, Государственным комитетом с 01.01.2019 не осуществляется выдача свидетельств о присвоении квалификации судебного эксперта по виду судебной экспертизы «Судебная экспертиза по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав».

Государственный комитет обращает внимание, что прием заявлений о присвоении квалификации судебного эксперта и выдаче свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта по виду судебной экспертизы «Судебная экспертиза по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав» осуществляется до 07.12.2018.

С 01.01.2019 из Инструкции о порядке выдачи свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, внесения в него изменений, прекращения действия и аннулирования указанного свидетельства, утвержденной постановлением Государственного комитета от 15.05.2014 № 8 (далее – Инструкция № 8) исключены нормы, касающиеся прохождения обучения в государственном учреждении образования «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета» по образовательной программе обучающих курсов для лиц, намеревающихся осуществлять судебно-экспертную деятельность по виду судебной экспертизы «Судебная экспертиза по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав»; наличия стажа не менее двух лет в организациях, осуществляющих оценочную деятельность; предоставления претендентами копии свидетельства об аттестации оценщика; сдачи претендентами второго этапа экзамена (по вопросам процессуального законодательства); обязанности предоставления в Государственный комитет в месячный срок со дня продления копии продленного в установленном порядке свидетельства об аттестации оценщика (абзац четвертый подпункта 2.2 пункта 2, абзац седьмой части первой пункта 4, часть вторая пункта 9, часть вторая пункта 33 Инструкции № 8).

Новая редакция пункта 42 Инструкции № 8 предусматривает, что действие свидетельства прекращается на основании решения комиссии по вопросам лицензирования судебно-экспертной деятельности при непрохождении обладателем свидетельства повышения квалификации и (или) непредставлении в Государственный комитет судебных экспертиз копии свидетельства о повышении квалификации в установленные Инструкцией сроки без уважительных причин.

Государственный комитет сообщает, что действие свидетельств о присвоении квалификации судебного эксперта по виду судебной экспертизы «Судебная экспертиза по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав», выданных до вступления в силу постановления от 19.10.2018, автоматически прекращается с 01.01.2021.

Кроме того, с 01.01.2021 из приложения к постановлению Государственного комитета от 15.05.2014 № 8, устанавливающего Перечень видов (подвидов) судебных экспертиз, исключается пункт 13, касающийся вида (подвидов) судебной экспертизы «Судебная экспертиза по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав».

Вниманию лицензиатов

В связи с неоднократным выявлением Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь (далее – Государственный комитет) случаев  участия обладателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление судебно-экспертной деятельности (далее – лицензия) в выполнении судебных экспертиз по видам (подвидам), не указанным в выданной лицензии, и во избежание нарушений законодательства о лицензировании, Государственный комитет разъясняет.

Процессуальные кодексы предусматривают возможность проведения экспертизы как в экспертном учреждении, так и вне экспертного учреждения (соответственно, ст. 223, 225 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь; ст. 230, 231 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь; ст. 93 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).

Проведение экспертизы вне экспертного учреждения имеет место в случае поручения проведения экспертизы конкретному эксперту, указанному в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы (далее – постановление).

В постановлении, которым проведение экспертизы поручено конкретному эксперту, как правило, указывается наименование организации-лицензиата, в которой работает эксперт. Однако такое указание носит информационный характер и не наделяет руководителя организации-лицензиата процессуальными правами.

Имеют место случаи, когда постановление, которым проведение экспертизы поручено конкретному эксперту, работающему в организации, направляется по адресу организации – обладателя лицензии.

Руководителю организации – обладателя лицензии следует  иметь в виду и помнить, что в соответствии со статьями процессуальных кодексов, регулирующими проведение экспертизы вне экспертного учреждения, постановление вручают эксперту судья, следователь, лицо, производящее дознание, эти же лица разъясняют эксперту права и обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством, предупреждают об уголовной ответственности за отказ от дачи заключения либо от дачи заведомо ложного заключения. О выполнении этих действий судья, следователь, лицо, производящее дознание делают запись (отметку) в постановлении (определении) о назначении экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта.

Поступившее в адрес организации-обладателя лицензии постановление, которым проведение экспертизы поручено конкретному эксперту, подлежит возврату судье, следователю, лицу, производящему дознание.

В связи с изложенным, обращаем внимание на то, что руководитель организации – лицензиата не вправе принимать участие в организации проведения экспертизы, порученной судом, следователем, лицом, производящим дознание, конкретному эксперту, а именно:

  • регистрировать и вести наблюдательное производство;
  • направлять ходатайства, вести переписку с органом, назначившим экспертизу, по вопросам ее проведения;
  • разъяснять права и обязанности эксперту, предупреждать об ответственности;
  • привлекать к проведению экспертизы иных экспертов организации;
  • осуществлять расчет стоимости и направлять уведомления о возмещении расходов за проведение экспертизы;
  • направлять составленное экспертом заключение органу, назначившему экспертизу.

Составленное экспертом заключение не должно быть оформлено с использованием бланка и печати организации – лицензиата, а также содержать ссылки на лицензию, имеющуюся у организации.

Факты несоблюдения требований процессуального законодательства выявлены в отдельных заключениях экспертов (работников лицензиатов), составленных в порядке, предусмотренном для производства экспертиз вне экспертного учреждения, и могут являться по формальным признакам основаниями для лишения организации лицензии в связи с нарушением соответствующего законодательства.