Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Месть или зависть? Почему во время ссор люди хватаются за спички 7 марта 2019

На прошлой неделе стала невольным свидетелем бытового скандала у соседей. В порыве ярости муж угрожал жене сжечь дом, в котором живет ее мать, и устроить на пепелище праздник. К счастью, дальше слов дело не пошло. Случайно брошенная фраза заставила задуматься, почему некоторые граждане выбирают поджоги в качестве решения своих проблем.

Расплата огнём

Как сообщили в УСК по Гомельской области, в прошлом году на Гомельщине за умышленные уничтожение либо повреждение имущества было возбуждено 51 уголовное дело (в 2017-м — 60). Большая часть — за уничтожение либо повреждение имущества, совершенные общеопасным способом. В этой статистике и поджоги. Чаще всего они совершаются с целью сокрытия другого преступления и на почве неприятельских отношений.

Например, в Брагинском районе 20-летний хойничанин захотел скрыть следы кражи. Ночью 26 декабря через окно пробрался в магазин в деревне Маложин, украл конфеты, шоколадки, кофе, электрочайник и контрацептивы. Общая сумма похищенного составила более 230 рублей. После хойничанин не придумал ничего умнее, как поджечь диван и скрыться. К слову, магазин сгорел полностью (общий ущерб — более 118 тысяч рублей).

— Подозреваемый не отрицал, ради чего устроил поджог: пытался таким образом скрыть отпечатки пальцев. Лишь потом понял, что совершил еще большее преступление, чем кража, — пояснил временно исполняющий обязанности начальника Брагинского РОСК Александр Шапетько. — Примечательно, что молодого человека удалось найти благодаря бытовой технике. В магазине был электрочайник, который покупатели несколько раз возвращали по гарантии из-за того, что тот постоянно подтекал. Когда злоумышленник начал пользоваться краденой вещью, столкнулся с той же проблемой. Жители Маложина, которые ранее пользовались чайником, увидели бытовой прибор на рабочем месте хойничанина и сообщили об этом правоохранительным органам.

Бывало, что люди организовывали поджоги уже находясь под стражей. В 2017 году 57-летний мозырянин устроил дебош в городском автобусе, после чего был доставлен в отдел милиции. Там продолжал вести себя вызыва­юще и даже ударил одного из сотрудников. Когда задержанного в служебном авто везли с медицинского освидетельствования, он достал из сумки бутылку из-под минеральной воды, вылил ее содержимое (а там был растворитель) и поджег. Автомобиль полностью сгорел, никто не пострадал.

На судебных заседаниях мужчина свою вину отрицал. Говорил, что в тот день действительно выпил пива, повздорил с кондуктором, размахивал руками перед милиционером и, возможно, задел его. В служебном автомобиле якобы задремал, а “проснулся оттого, что увидел перед собой открытое пламя”. И не знал, где была бутылка с растворителем, тем более как начался пожар.

Суд Мозырского района обвиняемого признал виновным и назначил ему наказание в виде семи лет и трех месяцев лишения свободы в исправительной колонии усиленного режима. Также мужчина должен выплатить УВД облисполкома более 31 тысячи рублей в счет возмещения ущерба и еще почти 600 рублей — двоим потерпевшим в счет компенсации морального и материального вреда.

Так не доставайся же ты никому

Тем не менее основной мотив поджогов — месть. Чаще всего объектами сведения счетов становятся бесхозные строения, автомобили, входные двери, проводка в электрощитах, венки на кладбище, деревянные городки на детских площадках, сено, солома.

— В таких случаях предельно важно установить, что возгорание произошло действительно в результате поджога, — пояснил главный эксперт отдела специальных экспертиз УГКСЭ по Гомельской области Павел Матонин. — Вначале проводится анализ всех возможных версий: где расположены очаги возгорания, от чего могло загореться, использовались ли легковоспламеняющиеся вещества, созданы ли специальные условия для горения. Также необходимо узнать, поступали ли накануне в адрес потерпевших угрозы. Всё это помогает исключить неправильные варианты.

Например, судебные эксперты выяснили, что в Добруше на улице Полевой автомобиль местного жителя сгорел не из-за неисправной проводки. Во-первых, все колеса автомобиля были проколоты, а стекло водительской двери — разбито. Во-вторых, внутри обгоревшего авто на пассажирском сиденье сложены дрова. В-третьих, судя по тому, как горела машина, на нее вылита легковоспламеняющаяся жидкость.

К слову, подобный инцидент произошел и в Гомеле. На площадке перед шиномонтажом по улице Барыкина сгорели две дорогие иномарки — “Хонда” и “Лексус”. Позже под обеими машинами найдены металлические банки с легковоспламеняющимся веществом. По всем фактам ведутся проверки. Как один из мотивов — месть.

В августе 2017-го в деревне Давыдовичи Калинковичского района ревнивая жена подговорила знакомого поджечь сарай, принадлежавший любовнице мужа. 41-летняя женщина даже снабдила мужчину бензином. Тот облил горючей жидкостью стену хозпостройки и поджег. Огонь перекинулся на другие строения, уничтожив в итоге два сарая с содержимым, навес для дров. Пострадал от огня и дом. На суде сельчанка вину признала, пояснила, что действительно обратилась за помощью к мужчине и обещала заплатить водкой. Однако договоренности о том, чтобы поджечь дом, не было. Планировалось поджечь хозпостройку, но сразу же потушить. Даже не предполагала, что будут такие последствия.

Суд Калинковичского района приговорил сельчанку к двум с половиной годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, а ее “помощника” — к трем годам и двум месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

В апреле того же года в деревне Слобода Мозырского района 28-летний молодой человек при помощи огня захотел разобраться с женщиной, которая нелестно отозвалась о нем на кладбище. Оказалось, что накануне он принес цветы на могилу родст­венницы жены. Когда выходил с территории кладбища, местная жительница обвинила его в том, что он собирает с могил конфеты и спиртное. Позже на работе коллега тоже высказал мужчине аналогичные претензии. Вечером, выпив литр пива, злоумышленник, ничего не сказав жене, вышел из дома и пошел к дому обидчицы. Постучал в дверь, но ответа не было. Парня переполняло чувст­во мести, он вложил зажженную сигарету в газету, которую принес с собой, поджег и бросил ее в сарай. Затем вернулся домой и лег спать. Суд Мозырского района приговорил мужчину к четырем годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Также ему нужно выплатить потерпевшей 9,1 тысячи рублей.

3 октября прошлого года 28-летний житель деревни Цагельня Гомельского района решил “высказать” всю накопившуюся неприязнь теще — заведующей сельским клубом в деревне Климовка. Изрядно выпив, разбил стекло в клубе, развел там огонь и скрылся. Пожар потушили мест­ные жители. Была повреждена часть читального зала библиотеки, которая занимает одно из помещений сельского клуба. Поджигателя поймали на следующий день. К слову, он уже несколько раз привлекался к административной ответственности.

А в Буда-Кошелевском районе 40-летний мужчина на почве ревности поджег дом, в котором находились его жена, 11-летний сын и их общий знакомый. Утром 1 января он в нетрезвом состоянии заблокировал деревянным креслом входную дверь, облил стену и окно горюче-смазочной жидкостью, после чего зажег спичку. К счастью, потерпевшие сами смогли потушить огонь.

За что…

До сих пор в Гомеле не стихают разговоры, пожалуй, о самом резонансном поджоге — в декабре прошлого года три раза в течение месяца горели кладовые помещения в пятом подъезде дома № 97 по улице Советской. 17 декабря огнем было охвачено подсобное помещение между первым и вторым этажом, 18-го — подсобка этажом выше, 29-го — кладовая между пятым и шестым этажом. Уничтожено имущество, повреждена отделка помещений: обсыпалась штукатурка, разбиты стекла в окнах, закопчены стены и потолки, нарушена работа системы электроснабжения. По трем фактам возгораний Гомельским городским отделом СК возбуждены уголовные дела.

На данный момент одна из рассматриваемых версий произошедшего — поджог. К такому варианту склоняются и жители злосчастного подъезда.

— Единственное, чего сейчас нам, жильцам, хочется, — чтобы был сделан хороший ремонт, — рассказал Николай Савицкий, проживающий в этом доме вот уже более 20 лет. — Что касается самого происшествия, то у нас практически нет сомнений, что это поджог. Посудите сами: в подъезде установлен домофон. Это уже весомая преграда, чтобы по лестничным площадкам не гуляла молодежь и не занималась различными подозрительными делами. Во-вторых, в подъезде практически никто из жильцов не курит. Поэтому пожар не мог случиться из-за непотушенного окурка. Скорее всего, кто-то на почве мести решил побаловаться со спичками. Вот только пока неизвестно, кто и кому хотел отомстить. Здесь живут в основном одни пенсионеры, да и асоциальных личностей нет.

Своя версия есть у Светланы Михайловны (имя изменено — прим. автора). Она рассказала, что одну из квартир снимали иностранные студенты. К ним в последнее время зачастили гости. Кроме того, парни вели себя довольно шумно. Возможно, кто-то из них решил развлечься.

“Так захотелось”

В 2017 году судами Гомельской области было рассмотрено 26 уголовных дел, связанных с поджогами. Это составило всего 0,47% от общего количества рассмотренных уголовных дел. Чаще всего такие случаи происходили в Рогачеве, Светлогорске и Хойниках.

— Если анализировать портрет человека, который занимается поджогами, то вырисовывается интересная картина, — рассказал начальник отдела по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам прокуратуры области Денис Микушев. — Обычно это человек от 30 до 45 лет, нигде не работающий, злоупотребляющий спиртными напитками.

— Почему в качестве мести люди решают взяться за спички?

— Как правило, в суде они не могут ничего толком объяснить. И не понимают, к каким последствиям это могло привести. Часто говорят, “вот так хотели отомстить”. И самое простое, что пришло им в голову, — что-нибудь поджечь. Ещё один вариант — своеобразная самореализация. Если человек не может обладать чем-то и не знает, как это получить, то он просто делает так, чтобы обидчику было плохо.

— Есть ли сложности в раскрытии таких преступлений?

— Конечно, есть: надо определить круг лиц, которые могли совершить это преступление, и их мотивы (месть, шалость или психическое заболевание), орудия преступления. И в процессе расследования всплывает много подводных камней. Но благодаря современным методикам нарушитель все равно будет найден, как бы он ни пытался скрыться.

Как быть?

Если верить статистике, то поджоги как вариант выяснения отношений с неприятелем характерны в большей степени именно для Гомельщины. Почему — остается загадкой, поскольку даже сами поджигатели не могут это объяснить. Возможно, особенности менталитета. Ведь не зря в Ветковском районе (да и не только) есть традиция — трясти перед обидчиком спичечным коробком, якобы угрожая что-нибудь поджечь. Да и по словам преподавателя филологического факультета ГГУ имени Ф. Скорины Елены Кастрицы, огонь издавна имеет сакральное значение в белорусском фольклоре. Раньше огонь из печи не одалживали, по­скольку верили, что тогда из дома уйдет достаток.

Что ж, раз нет никаких дейст­венных методов, чтобы отговорить людей от соблазна “развести огонь в неположенном месте”, можно попытаться обезопаситься самому. Например, в подъезде многоэтажек и в частных домах установить камеры видеонаблюдения, застраховать имущество, всегда проверять, могут ли недоброжелатели добраться до вашего имущества (закрыты ли окна, двери в домах). Ну и, наконец, быть бдительным и не воспринимать как безобидную шутку заявление соседа, что он сожжет вашу квартиру за слишком громкую музыку.


Источник информации: https://progomel.by/incidents/2019/03/789593.html?fbclid=IwAR2Gw6HDyDLinDUV7qRExBVa7fLOpMXWlrZtF9bqYreMh_I3R0858FxUH7Q