Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Как ДНК-анализ помогает раскрывать преступления 6 августа 2019

О чем расскажет анализ ДНК, с какими предметами и вещами сложнее работать эксперту и какие резонансные преступления в Брестской области были раскрыты благодаря судебно-генетической экспертизе, Intex-press узнала у Татьяны Клизы, заместителя начальника отдела судебно-биологических и судебно-генетических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз РБ по Брестской области.

Судебно-генетическая экспертиза (больше известная в народе как ДНК-исследование) является относительно новым видом экспертизы в криминалистике. В Беларуси ее впервые провели в 1993 году для установления отцовства.

– Сегодня ДНК-анализ является наиболее точным методом, который помогает определить происхождение биологического материала от конкретного лица, – поясняет Татьяна Клиза. – До определенного момента генетические экспертизы проводились только в Минске. Но потребность правоохранительных органов в таких исследованиях возрастала, поэтому их начали проводить во всех областных центрах. В Бресте такой отдел открылся в 2007 году.

В настоящее время ни одно расследование по таким уголовным делам, как убийства, причинения тяжких телесных повреждений, разбои, грабежи, преступления против половой свободы и неприкосновенности не проводится без судебно-генетических экспертиз. В настоящее время в ГКСЭ ведется также разработка методов, которые позволят по ДНК описать внешность человека: определить цвет глаз, волос, возраст и рост, установить этническую принадлежность.

Уникальный след

Судебно-генетическая экспертиза, говоря простым языком, представляет собой следующее: эксперты находят на объекте исследования биологический материал (кровь, слюну, сперму и т.д.) и выделяют из него ДНК. Дальше эксперту предстоит работа по идентификации злоумышленника. Кстати, часто бывают ситуации, когда именно результаты судебно-генетической экспертизы ложатся в основу доказательной базы при расследовании преступлений.

– Многие думают, что ДНК выглядит как в учебнике биологии: двойная спираль. Мы же видим его в виде графиков, чем-то похожих на кардиограмму сердца. Для экспертов-генетиков ДНК – уникальный след.

По словам Татьяны Клиза, ей часто задают вопрос, можно ли изменить ДНК – ведь иногда человеку и кровь переливают, и орган какой-то могут пересадить.

– На самом деле генетический код человека остается неизменным на протяжении жизни, – с улыбкой говорит специалист.

«Порой мне кажется, что наши эксперты творят чудеса»

Еще одна особенность ДНК – возможность «прочесть» ее даже спустя время.

– Порой мне кажется, что наши эксперты творят чудеса: получают положительные результаты, казалось бы, даже в самых безнадежных ситуациях. На самом деле, все вещественные доказательства в нашем отделе «говорят», даже если прошло время и кажется, что следов не осталось, – отмечает Татьяна Клиза.

Единственное – требуется больше времени и на саму экспертизу. По словам Татьяны Клизы, дольше и сложнее всего работать с вещественными доказательствами по нераскрытым преступлениям прошлых лет. Эти предметы долго хранились и прошли уже не одно экспертное исследование.

Но не все зависит от судебной экспертизы. Результат ДНК-анализа есть, а преступник неизвестен, и, чтобы его установить, требуется время.

– Пример тому – убийство новорожденного, которого нашли в мусорном баке в Барановичах. С первых минут наши эксперты были включены в работу. Генотип погибшего ребенка выделили, были исследованы образцы ДНК тысячи женщин (только брестскими экспертами-генетиками – около 2,5 тысячи), а родителей нашли буквально спустя четыре года, благодаря случайности. Был установлен генотип биологического отца, а через него установили мать, и преступление было раскрыто.

Но бывают случаи, когда благодаря ДНК-экспертизе установить преступника удается за считанные часы. Так было, когда в Барановичах совершили нападение на девушку.

– Нам предоставили на экспертизу землю, в которой мог находиться биоматериал нападавшего. Исследовали и действительно нашли биоматериал и выделили генотип. К концу дня была установлена личность преступника, – рассказывает Татьяна Клиза.

Идеальных преступлений не бывает

Каждый эксперт стремится найти и расшифровать след, оставленный злоумышленником. И идеальных преступлений, по мнению Татьяны Клиза, нет – всегда найдется хоть малюсенький след, за который современная экспертиза может зацепиться.

Как пример — одно из преступлений, где злоумышленник, казалось, предусмотрел все. Была убита пожилая женщина. Убийца, чтобы создать себе алиби, после этого пришел в магазин и украл маленькую бутылочку водки. Мужчину задержали и поместили в ИВС. Он был уверен, что все идет хорошо: погибшую пенсионерку никто не ищет, а он сам сидит в ИВС.

Убитую спустя какое-то время нашли соседи. Эксперты установили примерное время смерти, и оперативники в итоге вышли на след мужчины, который сидит в изоляторе. К этому времени он успел постирать свою одежду.

– Экспертиза была сложной. Мы сантиметр за сантиметром исследовали его куртку. К восьмому часу осмотра одежды с помощью химических реагентов мы обнаружили малюсенькое пятнышко крови, которое было на рукаве куртки под ниткой в шве, – говорит Татьяна Клиза. – Выделили генотип, и он совпал с ДНК погибшей.

Узнав о результатах экспертизы, преступник понял, что отпираться бесполезно.


Источник информации: https://www.intex-press.by/2019/08/02/kak-dnk-analiz-pomogaet-raskryvat-prestupleniya-issledovali-obraztsy-2-5-tysyach-zhenshhin-chtoby-najti-mat-vybroshennogo-v-musor-mladentsa/